Николай Федотов
Однозначно оценить это явление невозможно, также как и привести точные статистические данные, сколько ученых покинули Россию. По разным источникам, за последние десять лет страна лишилась от 200 до 800 тысяч человек.
«Симбирский обозреватель» предлагает вам, уважаемые читатели, познакомиться с точкой зрения Михаила Шустова, председателя президиума Ульяновского научного центра НЗТ РАЕН, доктора биологических наук, профессора, по поводу причин и перспектив решения этой проблемы.


– С одной стороны отъезд российских ученых в другие страны – это продвижение позиций отечественной научной школы в мировой процесс. С другой – причины не столь патриотичны: большинство ученых уезжают, так как на западе им гарантируют более высокий уровень жизни. Вы согласны, Михаил Викторович?

– Это, безусловно, так, но не менее важным является то, что в условиях зарубежных научных центров люди могут заниматься научной работой (делом своей жизни) на качественно другом уровне: современное оборудование, реактивы, более разумные и понятные принципы организации исследований, отсутствие громоздкого бюрократического аппарата, регламентирующего жизнь ученого и т.д. Поэтому отъезд отечественных ученых (главным образом молодых) стал явлением обычным. Нужно отметить, что в последние годы правительством предпринят ряд шагов, в результате которых наблюдается и обратный процесс: светила мировой науки открывают центры и лаборатории в России, многие отечественные ученые возвращаются, так что ситуация действительно неоднозначна.

– Развитие российской научной школы идет по трем направлениям: в рамках академических институтов – госакадемий (я имею в виду РАН, РАМН, РАО, РАСХН, РАХ и Российскую академию архитектуры и строительных наук), высшей школы и негосударственных общественных объединений (РАЕН, Российской академии технологических наук, Международной академии наук высшей школы и т.п.). Несмотря на некоторые сложности во взаимоотношениях, стороны процесса работают на результат?

– Да, конечно. РАЕН (общественная академия наук, созданная в 1990 году) – это творческое научное объединение, в состав которого входят более 5 тысяч ученых (в том числе академиков РАН, РАСХН, РАМН), представляющих практически все направления науки. В состав нашего ульяновского научного центра РАЕН входят 300 специалистов, среди которых 45 докторов и 142 кандидата наук, а 60 человек имеют академические звания. Кроме теоретических исследований в астрономии, теоретической физике, математике, экологии, фундаментальной медицине и других областях, практический результат имеют разработки в области защиты окружающей среды, клинической медицины, экономики, педагогики, оборонной промышленности, химии, глобального мониторинга, микроэлектроники и нанотехнологий, геоинформационных систем, химмотологии нефтепродуктов и специальных жидкостей – перечень достаточно длинный…

– Речь идет об участии РАЕН в федеральных программах?

– И не только. На уровне региона научно-исследовательские и внедренческие работы проводились на предприятиях оборонной промышленности, в практическом здравоохранении (так, к примеру, была разработана система совершенствования ранней диагностики раковых заболеваний), в экологии (представителями центра поведена инвентаризации наземной флоры и фауны Ульяновской области, создана информационно-справочная система «Экологический атлас Ульяновской области»), в области защиты окружающей среды (созданы методики определения концентрации вредных веществ в промышленных отходах и методы химического анализа соединений) – примеров очень много!

– Если говорить в целом о провинциальных научных институтах, есть ли у них перспектива?

– Безусловно, есть, но многое будет зависеть от того, каким путем будут развиваться регионы, каков будет круг их полномочий. К сожалению, федеральное финансирование не часто поддерживает исследования и разработки, направленные на решение региональных проблем. А у самих регионов таких законодательных и финансовых возможностей мало. Сейчас в качестве одного из вариантов обсуждается возможность размещения центра Столичного федерального округа в Сколково. Даже, если в качестве федеральной столицы будет выбран другой населенный пункт, сама идея позволяет говорить о чрезвычайном внимании к наукограду. Но, к сожалению, практика показывает, что разговоры не всегда приводят к конкретным результатам. Чтобы этого не получилось, мы сейчас готовим комплекс предложений по участию нашего центра в модернизации экономики, производства на территории Ульяновской области, и надеемся, что эти предложения будут приняты.

– В октябре ульяновское отделение РАЕН будет отмечать 15-летие. Подготовка к торжествам началась?

– Конечно! Не буду раскрывать все карты, но предполагается приезд члена президиума РАЕН из Москвы, на торжества мы ожидаем главу региона и, конечно, руководство Ульяновской торгово-промышленной палаты, поскольку именно эта некоммерческая организация оказывает основную поддержку нашему центру буквально со дня его основания.

– Примите поздравления и от нас и пожелания дальнейших успехов в вашей научной деятельности!

– Спасибо!