В редакции «Симбирского курьера» состоялась «прямая линия» на тему культуры, ее состояния и развития, участия в процессе модернизации. На телефонные вопросы читателей в течение часа отвечал депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, директор Ленинского мемориала Эдуард Шабалин. Звонившие подняли широкий спектр вопросов. Конструктивный диалог вышел за рамки заявленной в анонсе темы.

Министр культуры был удивлен

Много похожих вопросов было задано по поводу недавно прошедшего в Ульяновске международного конгресса «Культура как ресурс модернизации». Мы систематизировали их в отдельный блок в виде своеобразного интервью.
– Эдуард Сергеевич, подведите итоги конгресса. Удался ли он, на Ваш взгляд? На каком уровне прошел? Достиг ли поставленных целей?
– В целом результат хороший. Самое главное, что наш конгресс состоялся, что на него приехали многочисленные гости, в том числе широко известные. На сцене Мемориала были министр культуры РФ Авдеев, глава администрации президента РФ Нарышкин, Швыдкой – важная персона в российской культуре. Благодаря конгрессу ульяновцы имели возможность встретиться с директором Эрмитажа Пиотровским, кинорежиссером Сокуровым. 80 региональных министров культуры, почти из всех субъектов РФ, прибыли на коллегию Министерства в Ульяновск, которую проводил Авдеев. Считаю, наш первый конгресс стал для нас, то есть для города, значительным событием.
Его можно сравнить с дебютом спортсмена в марафоне. Бегуну не удастся сразу поставить мировой рекорд, главное для начала – добежать до финиша. Вот и мы находимся в начале марафонской дистанции. Мы пока непрофессионалы, учимся на ходу. Но свою марафонскую дистанцию мы преодолели – первая цель достигнута. А качество бега, высокий результат – задача следующих стартов. Дальше нужно наращивать свои показатели.
Многие сомневались, что Ульяновск справится с международным культурным конгрессом. Пока у нас в городе находился министр культуры РФ Александр Авдеев, мне удалось несколько раз поговорить с ним – в разных ситуациях. Он признался, что относился к нашей идее скептически и был удивлен, как нам при наших небогатых возможностях удалось провести такое масштабное мероприятие, и пожелал нам всем сил, упорства губернатору, чтобы пройти непростую дорогу до статуса признанной культурной столицы, эффективной площадки международного конгресса.
Но, несмотря на то, что гости отмечали наш первый опыт в проведении подобных форумов, ограниченность средств и скромные технические возможности, все признали, что первый ульяновский конгресс прошел очень достойно. А когда узнавали, сколько облбюджет потратил на это мероприятие, просто диву давались. Любой международный форум, говорили все в один голос, обходится в сотни миллионов рублей. Мы затратили в разы меньше. За счет чего же справились? Во многом за счет энтузиазма, повышенной самоотдачи людей – волонтеров, работников учреждений культуры. Работники Мемориала, например, трудились в течение трех месяцев без выходных, по 12-14 часов в сутки. Зато итоговый продукт получился неплохой.
Да, организация конгресса получила определенную долю критики от ульяновцев. Может быть, в какой-то части первый блин оказался комом. Имелись накладки, огрехи, запаздывало решение отдельных вопросов. Не приехали некоторые ожидаемые vip-персоны, как государственные, так и медийные. К сожалению, не посетил конгресс президент РФ Медведев, хотя мы на это очень рассчитывали: были идеи, планы, в том числе по Ленинскому мемориалу. Хотелось наглядно показать первому лицу государства монументальность, значимость объекта, который можно использовать в интересах всей страны. Надеялись, что президент, увидев все лично, найдет возможность в ближайшей перспективе помочь, например, с капитальным ремонтом.
И не надо забывать, что за первым блином идет второй, а затем третий, четвертый, если, конечно, повар продолжает работу. Хочется надеяться, что второй ульяновский конгресс окажется лучше и состоятельнее. Теперь предстоит качественно наполнять его деловой спецификой, оттачивать, дисциплинировать. Чтобы он стал не тусовочной, а бизнес-площадкой, деловым, функциональным мероприятием. Превращать подобные мероприятия в рабочие, дающие серьезную отдачу – очень тяжело. Обязательно требуется участие первых лиц государства, повышающее статусность и значимость. Будем стараться.

– Что конгресс принес Ульяновску?

– Ульяновск, проведя первый конгресс, вышел в медиа-пространство, в культурное бизнес-сообщество. Это обеспечит городу, при условии, что конгресс будет проходить регулярно, присутствие в некоем топ-пространстве, в своеобразной элит-тусовке, если хотите. Это очень много значит. Чтобы добиться каких-то материальных результатов, надо быть принятым в такой круг. Первый шаг сделан: Ульяновск принят туда. Дальше нужно себя, хорошо зарекомендовать, тогда можно рассчитывать на дополнительную поддержку областной культуры. Все зависит от нас.

– Может быть, следовало потратить 45 миллионов не на конгресс, а на социальную защищенность местных работников культуры? Ведь с кадрами проблемы. Как вложения в конгресс улучшат положение ульяновской культуры?

– Если сию минуту – то никак. Конгресс – это перспективный проект, с прицелом на будущее. Когда наш конгресс при удачном стечении всех обстоятельств разовьется в настоящее международное событие, тогда мы получим серьезную отдачу для региона. Чтобы что-то заработать, требуется время. Традиционный Оскаровский кинофестиваль в США, например, сегодня приносит миллиарды долларов дохода. А что было 100 лет назад, когда он только начинался? О нем никто не знал, его не воспринимали всерьез, были сплошные затраты. Сегодня билеты на вручение премии «Оскар» покупают по 50000 долларов.

– Что ж, подождем 100 лет…

– Не просто подождем, а будем работать, добиваясь поставленной цели.

Какие дети культурнее?
Прозвучали во время «прямой линии» и другие вопросы, не связанные с международным конгрессом, но объединенные сферой культуры.
– Эдуард Сергеевич, с Вами говорит Яценко Николай Ильич – президент международного клуба друзей Сент-Экзюпери, заслуженный работник культуры, бывший летчик. Считаю, что власть наша неправильно понимает слово «культура» и лишь ведет попытки заигрывания. Никуда это не годится. Пока мы не определим, что такое истинная культура, говорить не о чем. Нужно вновь открыть для себя, что существует духовная жизнь, только она может утолить нашу жажду. Прошу Вас, как депутата ЗС, помочь организовать конференцию на тему «Что есть культура?», где обсудить насущные вопросы.

– Николай Ильич, я услышал Ваше предложение, сделал себе заметку. Мысль неплохая. Нужно детализировать предложенную Вами тему, определить состав участников конференции. Думаю, она состоится.

– Звонит Ольга Владимировна, учительница, словесник, мне 80 лет. Я вообще не понимаю, зачем модернизировать нашу прекрасную культуру – богатую, с хорошими традициями? Сейчас скорее нужно говорить об антикультуре. Многие современные дети не знают слов «спасибо», «пожалуйста», «извините», не знают классики. Это ужас.

– Речь идет не о модернизации той базовой культуры, которая была накоплена за века, а о развитии новых форм и направлений. У нас каждые 10-15 лет появляются новые течения, веяния в культуре, зачастую они развиваются самостоятельно. Касается это.и сферы образования, и социальной сферы, так как личность формируется не только в театрах или на концертах – везде.
Культурный уровень поведения индивида в обществе – более широкое понятие. Это сейчас в той или иной степени страдает. Не надо забывать, что сейчас у школьников очень много новых направлений, связанных с компьютеризацией, с развитием мобильной связи. Однозначно не скажешь, дети какого времени больше развиты, образованны. Тот же ученик советского периода уступал российскому гимназисту конца XIX века по владению иностранными языками, латынью, знанием Закона Божьего. Но это не говорит, что он был безграмотнее и бескультурнее. Каждому времени – свои ценности и свои культурные веяния.

– Я жительница 19-го микрорайона. Обращаюсь к Вам как к депутату. Скажите, планирует ли что-то предпринимать власть по развитию хотя бы минимальных очагов культуры в нашем районе? У нас ведь детям совершенно некуда податься.

– Если вести речь о 19-м микрорайоне, то в рамках частных объектов культурного назначения там ожидается сдача на следующий год большого комплекса «Аквамолл» на Песках. В нем разместится очень большая культурно-развлекательная составляющая. Понятно, что она носит коммерческий характер, но в смысле культуры жизнь в микрорайоне немного оживит.
Помимо этого, не снимается с повестки дня вопрос об «оживлении» недостроенного и заброшенного Дворца спорта в пойме Свияги. Дело это – дорогостоящее, облбюджет собственными силами объект не вытянет. Хорошо бы привлечь федеральное финансирование. Мы очень ждали визита в Ульяновск президента Медведева – такие визиты часто решают судьбу проблемных объектов. На сей раз президент не приехал, но мы Дворец спорта на Свияге со счетов не сбрасываем. В ближайшие годы обязательно начнется его реанимация. Кандидат в депутаты Государственной Думы от Ульяновской области легендарный Владислав Третьяк обещает нам в этом помочь.
Если же говорить о Засвияжье в целом, то сейчас рассматривается вопрос о финансировании в рамках специальной программы на 2012-16 годы капитального, ремонта ДК УАЗа и ДК «Строитель».

– Ольга, домохозяйка. Можно задать вопрос Эдуарду Шабалину? В интернете было много информации по поводу закрытия кинотеатра в Мемориале, куда мы ходим смотреть фильмы. Как Вы это прокомментируете?

– Речь о закрытии кинопроекта не идет. В минувшем году, в момент открытия киноконцертного зала, была некая шумиха, связанная с Маратом Гельманом, который выступил с инициативой закрыть музей В.И.Ленина в Ленинском мемориале и сделать вместо него музей кино. Вокруг предложения шли споры, люди протестовали. Поддержки идея не получила. Тогда-то и сложилось впечатление, что кинопроект в Мемориале может быть закрыт. Но это абсолютно разные вещи: идея Гельмана и кинозал в Мемориале. Надеюсь, последний продолжит работу, и впредь ничего с ним не случится. Губернатор этот проект поддерживает, понимая значимость явления.
– Вас беспокоит Татьяна из инзенской школы. Говорят, что Мемориал будет перепрофилироваться: останутся только концерты, фестивали. А музей вы намерены сохранять, развивать? Ведь культура связана с любой историей. Я была в других странах, замечала, что идеи Ленина, Маркса вновь вызывают интерес. Действует, например, музей Ленина в Финляндии. Почему же у нас в туристических маршрутах Ленина обходят?
– Ленинский мемориал в последние пять лет очень интенсивно развивается. На его базе проходят концерты, выставки, семинары. Сегодня это главная культурная площадка Ульяновской области. По поводу музея у коллектива Мемориала и органов власти есть полное понимание того, что мы имеем уникальный в своем роде музей В.И. Ленина, хотя можно по-разному относиться к личности этого человека. Но и помимо Ленина Ульяновску есть, чем гордиться. И поэтому музейное пространство расширяет свои границы, не уходя от темы Ленина, а скорее наполняясь новыми яркими страницами истории Симбирска-Ульяновска, объединившими в себе и Карамзина, и Гончарова, и Пластова, и других наших выдающихся земляков.

– Как сделать, чтобы музеи стали интересны? Вы могли бы чаще приглашать к себе разные выставки – площади позволяют.

– Стараемся. Сейчас, например, у нас совершенно бесплатно действует очень большая выставка – более 300 работ российских художников, творивших в XX-XXI веках. Там же представлены порядка 80 работ Аркадия Пластова, все в подлинниках. Такой выставки в Ульяновске еще не было. Она будет работать до 25 октября. Привозите на нее своих школьников, мы вам дадим экскурсовода. Приезжайте, не пожалеете.

Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.