На днях он треснул в сердце Европы – во Франции, где на прошедших выборах в верхнюю палату парламента, сенат, абсолютное большинство взяла левая коалиция в составе коммунистической и социалистической партий и зеленых. Правящая партия Николя Саркози потерпела поражение, что поставило под большой вопрос его переизбрание президентом на второй срок.

До того партия Саркози Союз в поддержку народного движения проиграла выборы во многие органы муниципальной власти, теперь дошло и до власти верховной. Большинство в сенате левые взяли впервые за все время существования Пятой республики, то есть с 1958 года.

Партии президента не помогли ни репутация Франции как страны фундамента Евросоюза, с крепкой экономикой, ни сверхактивность самого Саркози, всячески демонстрирующего, что он вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель является фактическим хозяином Европы и решает, как спасать другие страны, ни провокация, устроенная, как считают многие, против лидера социалистов Доминика СтроссКана, когда он был задержан полицией Нью-Йорка по подозрению в сексуальном домогательстве к горничной отеля, ни заигрывание с националистами, ни партназвание «в поддержку народного движения». Народ отказал партии в доверии.

Франция – не первая европейская страна, где левые берут над партией власти верх. Совсем недавно ХДС, партия упомянутой выше Ангелы Меркель, проиграла выборы в парламент Берлина. Также левым. Еще раньше левые победили на выборах в большинство земель ФРГ. На очереди – федеральные выборы и пост канцлера, шансы на который у Ангелы Меркель тают на глазах. Как и у Николя Саркози – на еще один срок в Елисейском дворце. Пролевые победили и на досрочных выборах в парламент Латвии. Уже несколько лет компартия стоит во главе Кипра. Зашатались позиции и у консерваторов Дэвида Кэмерона в Великобритании.

У этих – всего через год после прихода к власти. Все сильнее шатается друг Путина – Сильвио Берлускони, премьер Италии.

Совершенно очевидно, что наступление левых – мировой тренд. Народу приелся «классический» капитализм, хотя в Европе он и не столь людоедский и криминальный, как в России. Прихода левых следовало было ожидать, и мы его, кстати, прогнозировали еще много лет назад, когда писали, что крушение социализма аукнется на Западе ухудшением положения масс и ужесточением политики властей. Когда сбылась вторая часть прогноза, начала сбываться и первая – отстранение чиновничьих партий от власти.

На этом фоне как никогда остро стоит вопрос, удастся ли удержаться у власти идеологам дикого капитализма в России. Наш народ в сильной апатии и пока, кажется, не готов сопротивляться давлению бюрократии и бандитов. Это с одной стороны. С другой, история свидетельствует, что если россиян очень достанут, они способны оказываются и к мобилизации, и к отпору. Да и заражающий пример Европы со счетов сбрасывать не следует – мир стал очень маленьким, и все, что происходит у одних, эхом отзывается у других. Пример – арабские революции.

Сергей Поленов