Большая выставка жаровых, открывшаяся в Краеведческом музее, – это несколько десятков самоваров, экскурс в историю их производства, этикет русского чаепития и небольшой ликбез по искусству сервировки.
Самовар в доме был признаком достатка, его берегли и тщательно за ним ухаживали.
Самовары из меди и медных сплавов, окисляясь, зеленели, и хозяйки делились секретами: что сделать, чтобы самовар вновь заблестел, как золотой. Кто начищал его песком, кто порошком мела, помогал и сок бузины.
Не случайно самовар стал символом России и русского гостеприимства: несмотря на то, что до 1638 года русские чая не пили, и на то, что исследователи находят его прототипы в разных культурах, «водогрейный для чая сосуд» изобрели именно русские мастера, они же и назвали его «самоваром». А изобретение его связано с тем, что русские послы привезли из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу высушенные листья чая. Поначалу к новому напитку относились настороженно, а потом полюбили и придумали поговорки: «чай в жару освежает, а в мороз согревает», «чай пьешь – до ста лет доживешь». Долгое время самовары делали вручную. Крупные детали изготавливались мастерами на фабриках, а мелкие поставляли кустари. Названия у частей самовара необычные: «тулово», «репеек», «верток», «хватка», «ветка»…
В коллекции самоваров нет абсолютно одинаковых экземпляров, все они отличаются по форме, декору, цвету и материалу. Кстати, о самоваре говорят не «форма», а «фасон». И у каждого фасона было свое название. На что самовар похож, таков и его фасон: «ваза», «яйцо», «цилиндр», «банка», «репка», «рюмка», «чайник». Самый старый и самый красивый самовар в музее датируется первой третью XIX века. Он похож на большую античную вазу и затейливо украшен литым декором в виде птички, фантастических фигурок, гравировки. Отделан серебром самовар середины XIX века, переданный в музей потомком симбирских купцов Бабушкиных. Конечно, такой самовар был дороже медных собратьев и не каждая семья могла себе его позволить. Многие владельцы старых самоваров ошибочно полагают, что их простенькие на вид самовары с большим количеством оттисков-медалей уникальны, но это не так. После награждений на промышленных выставках владельцы самоварных фабрик ставили оттиски на всех изделиях.
Научный сотрудник музея Галина Иванушкина рассказывает, что в фильмах часто можно увидеть, как самовар ставят в центр стола прямо на скатерть. Но ведь он был раскаленным, поэтому его ставили на поднос.
Специальный поднос для самовара имел характерную форму – квадратную часть для самого самовара и круглую или закругленную для чашки. Поднос защищал скатерть не только от раскаленного металла, но и от капающей из носика воды. Рядом с самоваром стояла полоскательница. Если кому-то хотелось свежего чая, хозяйка наливала в чашку немного воды из чайника, споласкивала чашку, а воду выливала в полоскательницу: не нужно было выходить из-за стола или брать чистую посуду.
И самовар на столе всегда стоял рядом с местом, где сидела хозяйка, которая и разливала чай для всех. Иногда к столу пододвигали специальный самоварный столик, обычно он имел каменную столешницу. Дамам чай подавали в чашках с блюдцами, мужчинам – в стаканах с подстаканниками. Если в Европе пить чай из блюдца считалось верхом неприличия, то в России это было в порядке вещей. Все это можно увидеть на выставке на старинных фотографиях симбирян из семейных альбомов, хранящихся в фондах музея.
Самовары брали с собой на дачи, на пикник и в дорогу. Для путешествий делали специальные дорожные самовары в виде чайника или коробки для удобства упаковки.
Большую часть коллекции составляют самовары тульских самоварных королей: Баташовых, Ермиловых, Маликова, Воронцова и единственной среди них женщины – Тейле. А завершают выставку керамические сувенирные самовары ульяновскогомастера Алексея Андреева.
Анна Школьная