Недавно корреспонденты «Молодёжки» стали свидетелями скандала, разгоревшегося в одной из ульяновских поликлиник. Спорили юная девушка и сотрудница регистратуры. Медработник сказала, что не может дать бывшей студентке талончик, так как у неё полис просрочен, а девушка утверждала, что в страховой компании сказали, что её обязаны принять с этим документом.
Так и не добившись талона к узкому специалисту, возмущённая клиентка покинула медучреждение. И таких случаев, как оказалось, масса. Что же происходит в сфере медицинского страхования, и в каких ситуациях поликлиники незаконно отказывают нам в приёме или оказывают услуги на платной основе?
Куда пойти, куда податься?
В связи со вступлением в действие 1 января 2011 года нового закона об обязательном медицинском страховании началась жуткая путаница.
– Стал укладывать жену в больницу, мне там сказали, что её полис недействителен, так как она уволилась с работы, где он ей был выдан.
Поехал в страховую компанию. Там мне сообщили, что документ действителен, и в больнице обязаны его принять. Но врачи всё равно отправили меня к страховщикам его менять. Так и гоняли туда-сюда, пока я не пригрозил жалобой в Минздрав, – рассказывает житель Нового города Александр Тухфатуллин.
Другая наша читательница возмущалась, что ей в поликлинике сделали анализ платно, в то время как её коллеге аналогичную услугу оказали по страховому полису. Потом позвонила дама, которую и вовсе огорошили в регистратуре поликлиники, заявив, что её полис, оказывается, аннулирован. И таких звонков к нам в редакцию в последнее время поступает множество.
Полис действителен-недействителен
– Основная причина возникающих недоразумений – это человеческий фактор, – говорит Людмила Мухаметшина, директор одной из медицинских страховых компаний. – Все сотрудники лечебных учреждений должны быть проинформированы о внесённых изменениях, но, видимо, остались те, кто не в курсе перемен в законодательстве. Отсюда все недоразумения.
Однако каждый пациент, обращаясь к врачам, должен знать, что все полисы, которые сейчас на руках у людей, действительны до 1 января 2014 года, и продлевать их не нужно. Поэтому, если у вашего полиса истёк срок действия, вы сменили место работы или вы выпускник вуза (и у вас остался студенческий полис), вы в любом случае имеете право им пользоваться.
Ваш полис могут не принять только по двум причинам – если сменились ваши персональные данные (фамилия, прописка и т.д.), и если он аннулирован. Последнее может произойти в том случае, если компания, которая его выдала, закрылась.
Ещё один нюанс. Если ваш полис по одной из указанных причин недействителен, или вы просто его потеряли, новый документ вам придётся оформлять самим (раньше это делал работодатель). Информацию о работающих на рынке страховых компаниях вы можете получить в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (тел. 8-8422-67-70-22).
Услуги платные-бесплатные
– Также спорные вопросы часто возникают в тех ситуациях, когда с пациентов берут деньги за те услуги или лекарства, которые они имеют право получать по страховому полису, – говорит Егор Крылов, руководитель отдела по защите прав врачей и пациентов Центра по защите прав потребителей. – Нередко бывает так, что лечебные учреждения берут деньги с пациентов (требуют оплаты через кассу), а потом ещё и выставляют счёт за те же услуги страховым компаниям. В подобных нарушениях был замечен один из частных медицинских центров Ульяновска. Случается также, что людям навязывают платные услуги. Например, когда стоматолог ставит пациенту пломбу и только потом сообщает, что тот обязан за неё заплатить.
В общем, нарушений в сфере обслуживания клиентов по полисам обязательного медицинского страхования масса. И чтобы вам не приходилось дважды оплачивать одни и те же услуги (в кассу и отчисляя взносы в фонд социального страхования), попросите у компании, выдавшей вам полис, памятку об услугах и лекарствах, которые вы имеете право получать по страховому полису. Либо, прежде чем оплачивать те или иные услуги, не постесняйтесь позвонить в свою страховую компанию (номер указан на полисе) и узнать, действительно ли вы должны заплатить деньги в кассу больницы или поликлиники.
Раньше пациенты ульяновских поликлиник нередко жаловались на то, что медучреждения отказывают в приёме тем, кто прописан в других районах города, имеет прописку в области или вообще в другом регионе, хотя при наличии страхового полиса они обязаны принять таких больных. Мы провели эксперимент: наш корреспондент с полисом, выданным в Ямало-Ненецком округе, объехал несколько ульяновских поликлиник с целью получить талончик на приём к специалисту. И не в одном медицинском учреждении нашей Саше не отказали, что, конечно же, радует.
Алекс Зеленецкий
Обратите внимание: статья 41.1 Конституции РФ:
“Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.”
НИКАКОГО ПЕРЕЧНЯ УСЛУГ НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ.
Таким образом, любая платная услуга в государственной клинике незаконна. Конституция имеет главенствующее действие над законами и иными актами и перечнями.
Вот только докажи эти прописные истины нашим чиновникам…
Егор
А чиновникам и не надо ничего доказывать нужно идти в суд. Выигранных дел много!!!
Неугомонный Дед Соколов
Социалистический лозунг: “Надо экономить” перерос в пакостливо-циничный: “Зажилить, зажилить и зажилить” – моему отцу, например, не дали очередную группу инвалидности из-за приличной пенсии, просто спросили её размер и сразу отказали.