Чиновники в России довольно редко выступают со здравыми предложениями.
Но бывают исключения в частности, Ульяновские власти предлагают отменить выплату пособий по безработице большинству категорий граждан.

Об этом в своем интервью «Газете.Ru» заявила заместитель губернатора Ульяновской области Светлана Опенышева:

«Пособие по безработице не надо платить никому, кроме женщин, воспитывающих детей. Они приносят пользу обществу, государству. Но вы посмотрите, сколько людей у нас стоит сейчас на бирже труда! Причем многие из них размышляют так: зачем идти за пять-шесть тысяч работать, я лучше на пособие в размере 4600 рублей дома посижу», – пояснила Опенышева. По словам высокопоставленной чиновницы, «речь идет о настоящем иждивенчестве». Она также пояснила, что многие вполне здоровые люди, «имеющие руки, ноги, голову», не хотят работать, а лишь ходят в службу занятости отмечаться и получать пособия.

Как известно пособия по безработице относятся к так называемым экономическим «правам» граждан. Самый главный который стоит задавать в рамках таких дискуссий это – «за чей счет?». Ведь, как известно материальные ценности на деревьях не растут. Ценности производят люди. В случае с пособиями получается, что безработные граждане будут жить за счет работающих граждан. В какой то момент, люди просто спросят себя зачем вообще работать если у тебя отбирают и передают тому кто ничего не делает.

Известная философ и писательница Айн Рэнд выразила это так: «Если какие то люди наделены правом пользоваться результатами чужого труда, это значит, что другие лишены прав и осуждены на рабский труд. Ни один человек не имеет право навязывать другому нежеланные ему обязательства, безвозмездные обязанности или принудительную зависимость. Право не предполагает, что материально осуществят его другие. Оно предполагает лишь свободу самому его осуществить».

Во времена Викторианской эпохи частыми были проповеди об опоре на собственные силы, о том, что Господь помогает тем, кто помогает себе сам, о разлагающем влиянии благотворительности. Сегодня эти темы исчезли из общественного обсуждения. А критика вопросов благотворительности и помощи безработным воспринимается всеобщим порицанием.

Энтони де Ясаи объяснял проблему государственной помощи так: «Получение безвозмездной помощи в прошлом или текущем периоде извращает стимулы людей, позволяя им считать, что в будущем они так же могут получить помощь. Чем больше человеку помогают в его нужде, и чем выше он оценивает вероятность помощи в будущем, тем больше его поведение будет зависеть от нее. Таким образом, в соответствии с нормальным соотношением между практикой и способностями, чем больше ему помогают, тем меньше становится его способность помогать себе самому. Со временем помощь формирует привычку полагаться на нее, а значит, и потребность в этом. Более того, привычка — это не просто временное приспособление к изменяющимся условиям».

Экономический аспект вопроса, еще более убеждает в ложности подобных институтов. Дело в том, что, перераспределяя прибыль, от налогоплательщиков к безработным и от более богатых к бедным государство создает стимулы, которые способствуют консервации развития. Это особенно заметно в странах, где распространена прогрессивная шкала налогообложения. Вы будете не заинтересованы работать больше и продуктивнее в связи, с чем будет возрастать изъятия из Вашего труда. В странах с плоской шкалой налогообложения это то же происходит, но все-таки в количественном выражении, а не в процентном. Перераспределяя деньги между разными группами, государство во первых способствует разделению бедных и богатых, а во вторых консервирует экономический рост. Именно эти явления в купе с рядом других явлений левого характера привели к системному кризису государств всеобщего благосостояния в Европе.