С нового года все средние специальные учебные заведения (ссузы) федерального подчинения в регионе должны перейти на финансирование из областного бюджета.
Часть техникумов и колледжей потеряет самостоятельность и вольется в вузы. И это не худший вариант. Судьба большинства других ссузов под угрозой: в министерстве образования области разводят руками – денег на них нет.
Из восьми ульяновских ссузов федерального подчинения лишь Ульяновский фармацевтический колледж добился права на финансирование из Минобрнауки. Как объяснила замдиректора колледжа Татьяна Каткова, такое стало возможным только благодаря тому, что ссуз готовит специалистов медицинского профиля из числа инвалидов по слуху (специальность «Лабораторная диагностика») и зрению («Сестринское дело»).
При этом доля инвалидов в общем количестве студентов (около 1000) составляет 17 процентов.
Остальным ссузам повезло меньше. «Нас, руководителей федеральных ссузов, собирали в областном министерстве образования. Чиновники заявили, что на содержание передаваемых учебных заведений необходимо 240 миллионов рублей в год, назвали эту сумму огромной и признались, что денег на сегодняшний момент нет, – говорит и.о. директора Ульяновского строительного колледжа Олег Ганенков. – Поэтому нам предложили единственный выход – переходить под бюджеты вузов».
Три ульяновских колледжа строительный, электромеханический и авиационный – вроде бы согласился взять под свое крыло Ульяновский государственный технический университет, однако за счет каких средств будут финансироваться эти учебные заведения, в самом УлГТУ пока не знают. «За счет своих возможностей мы такую нагрузку не потянем, потому что сами финансируемся из федерального бюджета лишь на 43 процента, по принципу «Живи как хочешь и ни в чем себе не отказывай», говорит ректор УлГТУ Александр Горбоконенко. – Процесс объединения однопрофильных учебных заведений, создание так называемых вертикально-интегрированных структур, сегодня неизбежен, однако переход ссузов в такую структуру должен подкрепляться финансовыми ресурсами. Пока же не ясно, что последует за намерениями федеральных властей».
Еще хуже положение у остальных колледжей и техникумов, которых вообще нигде не ждут. «Нам присоединяться не к кому, – говорит Александр Самойлов, директор Рязановского сельскохозяйственного техникума, в котором обучается более 600 ребят. – Окончательного решения еще не принято, но, скорее всего, нам нужно готовить документы о смене федерального статуса на областной.
Понятно, что финансирование из местного бюджета, если оно вообще будет, окажется значительно скромнее».
Похоже, взятый министром образования РФ Андреем Фурсенко курс на уничтожение российской системы образования продолжает реализовываться. Стоит ли сомневаться, что большая часть ссузов будет просто уничтожена, потому как местные бюджеты не желают брать на себя дополнительную финансовую нагрузку. Тем более что так уже было в 2004 году, когда Минобрнауки передало регионам первую партию профтехучилищ, после чего большая часть ПТУ просто сгинула. Все это делается на фоне серьезного дефицита в стране специалистов рабочих профессий. Как видно, не очень сопротивляется новой волне оптимизации учебных заведений и руководство Ульяновской области, заявляя о том, что средств на ссузы в региональном бюджете нет. В этом свете намерение областных чиновников объявить 2014 год Годом рабочих специальностей выглядит издевкой.
Вадим Пилюков
Некоторые – давно пора.
Какой смысл кормить директоров ПТУ в ближайших к городу райцентрах, коль у них хватило ума не более как начать “обучать” юристов, экономистов, менеджеров в заведениях, спешно переименовавшихся в технологические техникумы? Пусть бывшие девятиклассники едут в город и поступают в ССУЗы с более подготовленными кадрами преподавателей. ПТУ либо оставить одно на несколько районов, находящихся далеко от городов, либо готовить специалистов на предприятиях непосредственно по нужным профессиям. Среднее образование можно получить и в вечерних школах, и экстерном.
Житель
Боюсь, что нынешнему молодому поколению и среднее образование не очень-то нужно.
Основная причина – отсутствие связи между образованием и качеством жизни. Ты можешь иметь три ПТУ и два института и работать на общественных работах по уборке улиц. Не иметь никакого образования и просиживать штаны в администрации. И где смысл учиться???