Виктория Чернышева
Ульяновская область выступила инициатором внесения изменений в федеральное законодательство по особым экономическим зонам. Как сообщил в своем блоге руководитель Корпорации развития региона Дмитрий Рябов, в Минэкономразвития РФ были представлены предложения по доработке. В первую очередь, они касаются предоставления таможенных преференций, а также расширения видов деятельности портовых зон.

– При разработке мер стимулирования развития российских ОЭЗ мы исходили, прежде всего, из нашего опыта формирования портовой особой экономической зоны, тех проблем, с которыми ежедневно сталкиваемся, – пояснил Рябов. – И, безусловно, мы смотрели мировой опыт. Например, в Китае зоны портового типа за четыре года привлекли 106 резидентов – 106 компаний с мировым именем. У них расширенное законодательство, все процессы двигаются быстрее.

Сегодня резидентам ульяновской ПОЭЗ предоставляется ряд налоговых и таможенных льгот. Для них на 4,5 процента снижен налог на прибыль (на 10 лет с момента формирования налогооблагаемой базы); обнулены имущественный, транспортный и земельный налоги (на 10 лет с момента постановки имущества, транспортного средства или земельной собственности на учет). Отменены таможенные пошлины и НДС на товары, ввозимые на территорию зоны из-за границы РФ и вывозимые обратно.

Однако, по мнению ульяновцев, для успешной работы ОЭЗ необходимо, чтобы таможня работала более гибко. Так, часть льгот сегодня не распространяется на российские товары, а это является сдерживающим фактором для развития некоторых видов бизнеса.

– Второй важный момент, на который мы обратили внимание федеральных органов власти, – расширение видов деятельности ульяновской портовой зоны, – говорит руководитель Корпорации.

Сегодня концепция ульяновской ПОЭЗ предусматривает три основных направлений развития: производство, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; обучение летного состава и других авиационных специалистов, логистика авиационных грузов. Но в качестве одного из инструментов стимулирования развития портовых особых экономических зон на территории России концепция предусматривает еще и расширение перечня разрешенных к осуществлению на ее территории видов деятельности. В частности, это касается производства и обучения авиационного персонала. Чем больший спектр возможностей будет представлен резидентам ПОЭЗ, тем больше шансов на ее развитие.

– Все федеральные экономические зоны развиваются непросто. Специфика работы авиационной особой портовой зоны – это достаточно небольшое количеств проектов, которые реализуются не так быстро, как нам хотелось бы, в отличие от других отраслей. И если сравнивать, положим, ульяновскую промышленную зону “Заволжье” и ПОЭЗ, то я не могу сказать, что в последней все процессы идут быстрее. Многие вопросы на региональном уровне решаются более оперативно, – считает Рябов.

Сегодня сертификаты резидентов ПОЭЗ выданы трем компаниям, которые начнут реализацию своих проектов на территории зоны в следующем году. Компании “Волга-Днепр Техникс Ульяновск” и “ФЛ Техникс Ульяновск” построят в портовой зоне центры технического обслуживания широкофюзеляжных (Ан-124, Боинг-747) и узкофюзеляжных самолетов. Авиационный завод “Витязь” организует в особой зоне сборку 19-местных самолетов канадской разработки DHC – 6 Twin Otter. Суммарные инвестиции резидентов составят 3,55 миллиарда рублей.

В настоящий момент на стадии рассмотрения еще четыре проекта, представленных, в основном, компаниями, которые занимаются сборкой воздушных судов. Они тоже претендуют на статус резидентов. С 20 потенциальными инвесторами ведутся переговоры. Но, конечно, до Пекинской ОЭЗ, оборот которой за нынешний год составил 37 миллиардов долларов, ульяновцам еще очень далеко.

Справка “РГ”

Особая экономическая зона в аэропорту “Ульяновск-Восточный” является первой и на сегодняшний день единственной в России аэропортовой, авиационной особой зоной. На первом этапе площадь ПОЭЗ составила 120 гектаров; в перспективе она будет увеличена до 640 гектаров. Резидентам ПОЭЗ, помимо налоговых и таможенных льгот, предоставляются и другие преференции. Например, строительство всей необходимой инфраструктуры и подключение к электросетям ведется за счет бюджетов РФ и Ульяновской области. Государственные инвестиции в инфраструктуру только первого пускового комплекса составили из федерального бюджета – 762 миллиона рублей, из бюджета региона – 375 миллионов рублей. Земельные участки в портовой зоне предоставляются по минимальным ценам: продажа – 200 тысяч рублей за гектар, аренда – 4 тысячи рублей за один гектар в год.