Мы подплывали к Головкинским островам, расположенным в Старой Майне. Эйфория от волжских красот скоро закончилась и перешла в неоднозначные впечатления: кирпичи от взорванной церкви, кости и остатки утвари шокируют. Еще 60 лет назад здесь было село, которое величал красивейший храм. Перед строительством ГЭС строения снесли, людей переселили, и многовековая история ушла под воды Куйбышевского водохранилища. Но, когда уровень воды падает, она вновь дает о себе знать обнаженными песчаными берегами, покрытыми кирпичами и камнями. В последнее время о необходимости охраны островов экологи говорят все чаще. Чтобы узнать от кого и каким образом следует их защищать, мы в составе экспедиции Госэкоконтроля отправились в Старую Майну.
Решили начать с Головкинских островов
На прошлой неделе при содействии Госэкоконтроля и общественной экологической организации «ЭКА» прошло заседание рабочей группы по созданию особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах Ульяновской области, в ходе которого были намечены места для создания таких территорий на берегах Волги.
Было решено начать с окрестностей Головкинских островов (Старомайнский р-н) – уникального природно-исторического объекта, одного из главнейших нерестилищ, места гнездования редких птиц. Здесь было расположено село Головкино, которое посещала Екатерина II. В селе стоял величественный храм, была усадьба Орловых-Давыдовых и Наумовых. Сегодня от всего этого остались только руины, а сам остров, без сомнения, требует охраны – как от последствий затопления, так и от браконьеров и черных археологов.
Туда и отправилась экспедиция, которую возглавили старший инспектор Госэкоконтроля Павел Захаров и историк Евгений Бурдин, специализирующийся на проблемах волжского каскада ГЭС.
Остров в руинах
Плыть предстоит на моторке минут 10. По пути встречаются и другие острова, но наша цель – Головкинские острова.
Они образовались в результате затопления Куйбышевского водохранилища в 1956 году. Количество островов может меняться в зависимости от уровня воды: от семи до одиннадцати.
Разумеется, на острове нет пристани или какой-либо другой возможности удобно причалить, поэтому останавливаемся в нескольких метрах от берега, и заранее вооруженные резиновыми сапогами по воде выходим на сушу.
Первое, что мы видим – берег, усыпанный кирпичами и камнями. Это все, что осталось от величественного храма, построенного в 18-м веке и встречавшего всех, кто проплывал мимо этих мест. В 1957 году перед затоплением, рассказывает Евгений Бурдин, церковь взорвали: якобы она могла мешать судоходству. Храм был построен по проекту архитектора Баженова. Его голубые купола и белоснежные стены были видны издалека и были своего рода ориентиром.
Берег сплошь покрыт кирпичами, оставшимися от снесенных построек.
Здесь можно найти черепки от горшков, осколки от старинных бутылок из толстого стекла, кованые гвозди, остатки различной домашней утвари и даже монеты. Кстати, в ходе экспедиции была найдена монета 1748 года.
Часто встречаются здесь и кости животных.
Русское освоение этих земель началось в 16 веке – тогда они были подарены князю Якову. Потом ими владел Гавриил Головкин, по имени которого и называются острова. Известно, что в 1767 году сюда, в вотчину графов Орловых (сыновей Головкина), приезжала Екатерина II. Сама усадьба представляла собой дворец в стиле итальянского ренессанса, в котором было 120 комнат. О размере и статусе села говорит и количество кирпичей (а, следовательно, и каменных построек), которые нередко сплошь покрывают берег.
Еще совсем недавно фундамент усадьбы можно было найти сразу, сегодня его местонахождение определяется с трудом.
Даже в таком виде острова уникальны
Вообще же люди в этих местах селились давно – здесь был благодатный ландшафт, озера, древние старицы и, безусловно, живописнейшая Волга. Конечно, она красива и сегодня, но слишком большой урон ей нанесли и строительство ГЭС в 50-х годах прошлого века, и негативные последствия хозяйственной деятельности человека.
На островах было много озер, в которых в изобилии водилась рыба. Одно из озер (или уже болото?) неожиданно появилось и перед нами, когда мы решили пройти вглубь острова. Рыбаков здесь не было, однако недалеко все же стояла палатка – рыбалка в этих краях по-прежнему популярна.
Но сегодня от былого величия и изобилия остались только камни, остатки утвари, кости да камыши, тополя и ивы.
Тем не менее, по мнению специалистов, даже в существующем виде Головкинские острова уникальны. Это один из последних сохранившихся участков волжской поймы. Здесь выявлены виды птиц, занесенных в Красную книгу России (орлан-белохвост, орел-могильник, лебедь-щипун, цапля белая малая, крачка черная, ворон черный). Острова являются местом гнездования птиц, а также стоянки при сезонных перелетах. Здесь обитают лоси и кабаны, следы которых попались и нам.
По данным ихтиологических исследований, острова являются одним из самых больших (около 50 кв.км.) и обладающих оптимальными условиями нерестилищ. В нерестовый период здесь были зарегистрированы практически все виды волжской рыбы.
Однако промысловый вылов рыбы в данных местах снижается: с 30-35 т. в 1990 г. до 4-6 т. в 2003 г. Причины этого всем известны: резкие сезонные колебания уровня воды, загрязнение промышленными и сельскохозяйственными отходами, браконьерство, траловый лов рыбы, заиливание, разрушение берегов водохранилища и т.д.
Шокирующая находка
Возвращаясь к тому, что осталось от церкви, мы все же решили поискать и фундамент усадьбы Орловых-Давыдовых. Однако нас «перехватил» рыбак, который, узнав об экспедиции, рассказал, что с другой стороны острова лежат черепа, как будто бы прямо в могиле.
Действительно, перед нами открылась жуткая картина. Если по всему берегу нам в обилии встречались кости животных, то здесь мы увидели черепа людей. Что это было? Древнее кладбище или их сюда принесло волной? Пока это неизвестно. Одно очевидно, говорит рыбак, что, если не принять мер, скоро все смоет волной.
Присвоение статуса ООПТ как раз и поможет обеспечить контроль и постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды и исторического прошлого Головкинских островов. В настоящее время специалистами готовятся материалы для обоснования организации здесь ООПТ.
Но после посещения островов и без всяких обоснований стало понятно, что незамедлительные меры нужны – и для сохранения природы, и для культурно-исторических исследований. Частыми гостями здесь являются люди с металлоискателями, а по всему берегу выкопаны ямки, где черные археологи надеются найти что-то ценное. Вероятно, что-то они действительно находят, иначе не возвращались бы сюда с завидной регулярностью вот уже на протяжении почти шестидесяти лет.
Юлия Узрютова