Мало какой регион России пострадал в последние годы так, как наш. В областном центре уничтожаются один объект за другим – все, что было создано с середины прошлого века.
Десятилетиями Ульяновская область была уменьшенной копией страны, в которой были представлены фактически все отрасли экономики авиастроение, автомобилестроение, машиностроение, станкостроение, приборостроение, речной флот, авиация, высшее военное образование, гражданское высшее и среднее образование, энергетика, включая атомную, большой спорт. Сегодня почти все это в руинах, и все – по указанию Москвы. Основной удар по региону пришелся на последние 10-12 лет.

Именно в эти годы был поставлен, похоже, крест на ульяновском авиазаводе, о котором уже и не вспоминают. Ничего не слышно о дальнейшей судьбе самолета «ТУ-204», неофициально же говорят, что этот проект закрыт. Потому и не было сообщений о контрактах на его поставки с последнего авиасалона МАКС. Программа возобновления производства грузового лайнера «АН-124 Руслан» осталась только в словах, ее нет, похоже, даже в бумажном варианте.

Остальные отрасли промышленности существуют в столь потрепанном виде, что чего-то цельного уже не представляют. Но Кремль наносить удары не перестает, свидетельством чему – недавняя информация о том, что Минобороны отказывается от закупок вездеходов марки «УАЗ» – ради «более современной и эффективной техники». Какой – осталось за кадром, как и то, в чем показали себя неэффективными «УАЗы». Может, глава ведомства господин Сердюков замахнулся на японские и немецкие джипы, которые, конечно, дороже, но зато мягче? Вполне возможно, ведь чиновничество уже пересело на «Мерседесы» и «Тойоты», теперь пересядут и начальники в погонах.

Лично Сердюковым закрыты два ульяновских военных учебных заведения с прекрасной репутацией. Сначала – училище связи, потом – техническое. Еще раньше – танковое. Теперь подбираются, судя по всему, к высшему авиационному училищу, выпускники которого летают в половине стран мира и которое кому-то сильно мешает. То ли зарубежью, то ли его эмиссарам в Москве.

Есть такой свежий анекдот. Шестиклассник Дима Медведев на вопрос учительницы о том, что он собирается делать для страны, если станет ее президентом, честно написал: «Ничего». Но анекдот не точный. Нашу область он совместно с коллегами упразднил как социально-экономический субъект. Регион остался существовать только в качестве территории.

Такое же будущее ждет и Россию в целом. Сейчас, когда цены на газ и нефть зашкаливают, ее руководство последовательно уничтожает национальную индустрию, закупая все, вплоть, как видим, до вооружений, за границей. Когда стоимость углеводородов упадет и поток долларов иссякнет, страна останется безо всего. Без запчастей для импортной техники, на которые не будет денег, без специалистов, обучать которых за рубежом тоже будет не на что, без сервисных центров, поддерживать которые в приемлемом состоянии без валюты тоже не удастся, и без отечественных изделий, восстановление производства которых будет уже невозможно. Правда, нынешних паханов к тому времени в России, наверное, уже не будет – переедут на свои виллы в разных частях света.

Василий Мельник