По разным странам прокатываются все более масштабные волны протестов, и вообще стало как-то очень беспокойно. Заговорили о закате капиталистической системы, о новых революциях, о перестройке мировой системы. Но далеко не сразу можно понять, а то и вообще нельзя, что же в действительности происходит.
И еще труднее разобраться, что происходит на всем этом фоне с Россией, с ее управлением, маскируемом под демократию, с избирательными кампаниями, которые идут одна за другой.
Сначала – кампания по выборам в Госдуму, до которых уже чуть больше месяца, потом – плавный переход в президентскую.
Рокировка президента и премьера… Обо всем этом мы беседуем с одним из руководителей областной организации КПРФ, генеральным директором Ульяновского механического завода №2 Наири Чатиняном.
– Наири Вигенович, по миру все громче катятся массовые протесты против капиталистической системы. Акции прошли в США, Великобритании, Германии, Японии, Италии, Австралии и т.д. Но в России внешне все спокойно. Наш народ удовлетворен нашим капитализмом?
– Давайте посмотрим на этот вопрос глобально. События, которые происходят в мире, можно рассматривать с нескольких точек зрения. Одной из них является общий кризис капиталистической системы. На чем она базово основана? На конкуренции людей, человеков друг с другом.
Либеральный капитализм базируется на понятии «entrepreneurship», что означает «предпринимательство».
Если копнем еще глубже, то подойдем к слову «предприимчивый», то есть активный, умелый, ловкий, хитрый, способный на риск. Таким образом идеальная капиталистическая система в сухом остатке представляет из себя общность своеобразных супер-людей, обладающих такими способностями. Конкурируя и взаимно дополняя друг друга, они постоянно поднимают на новый уровень технологии, науку, образование, общественные процессы и т.д.
Это – абсолютная утопия.
Много ли вы знаете людей, обладающих всем набором предпринимательских способностей? От силы – сотые доли процента. А что делать остальным? Жить, работать, потреблять и надеяться, что им повезет, американская мечта станет реальностью и они попадут в мир роскоши, удовольствий и гламура. Капиталистическая система напоминает ослика с привязанной у носа морковкой. Капитализм создал целую индустрию таких «морковок» – Голливуд, светская жизнь, глянцевые журналы, предметы роскоши, высокая кухня – все это превратилось в культ, фетиш и приманку для миллиардов людей. Но постоянно качать этот допинг невозможно, ослик когда-нибудь устанет и скажет: «Хватит, с меня довольно». Люди по всему миру проснулись и разочаровались. Ресурсов на планете все меньше, с экологией все хуже, сказка про рай для всех оказалась простым обманом.
Элита стала богаче, простые люди – беднее. Вот и пошла по миру волна протеста. У капиталистических верховных божеств – хозяев мегакорпораций – есть несколько вариантов. Первый – поделиться. Отщипнуть немного от своей супер-прибыли, бросить косточку в надежде, что народ успокоится. Но этого надолго не хватит – ресурсы кончаются. Второй – посеять в мире глобальный хаос, чтобы бедные других стран стали нищими, а свои бунтари (французы, итальянцы и т.д.) за чужой счет поутихли. И третий – глобальные постоянные военные конфликты, всеобщий страх. Тут, как в поговорке – людям не до жиру…
События с арабскими революциями и разгром Ливии показывают, что выбраны варианты два и три.
Что до нашей страны, то власть за последние годы постаралась на славу – людей заботит только выживание, какие уж тут протесты. Наш народ забит, запуган, обманут и разобщен.
– Предвыборная кампания по выборам в Госдуму идет уже полтора месяца, но ее, по-моему, не заметно. На улицах только плакаты с Путиным, который в думских выборах не участвует. А почему он, кстати, решил остаться в этот раз в стороне – как Вы думаете?
– Тут все очень просто.
Этой власти крайне невыгодна высокая явка. В России 40-50 миллионов человек просто не приходят на выборы, фактически голосуя против действующего режима, но формально получается, что за. А среди тех, кто приходит, – поголовная обязательная явка чиновников и членов их семей, военных, сотрудников МВД, бизнесменов, фактически тех, кого существующее положение вещей абсолютно устраивает. Других запугивают. Например в деревнях популярна страшилка: «Если победят коммунисты, то…», а дальше в зависимости от букета острых социальных проблем – или школу закроют, или газ не подведут, или дорогу не отремонтируют – фантазия у чиновников богатая.
Остальных просто убаюкивают из телевизора волнами сладкой патоки обещаний. И многим так хочется поверить, что наконец-то тандем повернется к народу, полегчает простому человеку труда. Эффект ожидания – очень коварная штука. Власть его включает на полную мощность перед выборами. Что касается Путина, то с точки зрения политтехнологий – все предельно грамотно. Из него формируют образ нацлидера, отца народа, верховного мудреца, который не разменивается по мелочам. Это удобно и беспроигрышно: божество всегда право – может хмурить брови, с облаков созерцать и постреливать изредка молниями.
– Не так давно ульяновская пресса обсуждала раскол в Ульяновском отделении КПРФ и о вашем конфликте с Кругликовым…
– Ну, во-первых, практически все средства массовой информации, кроме «СК», так или иначе принадлежат администрации области или коммерческим структурам, близким к ней. Поэтому обслуживают интересы власти – поют оды с серенадами губернатору и мэру, создают видимость стабильности и кусают неугодных. Я отношусь к этим жалким потугам с иронией.
Попытка вбить клин между мной и Александром Леонидовичем – корявая и неуклюжая. Цепочка понятна – придумать конфликт, раздуть его, посеять раздор, вселить неуверенность в избирателей перед архиважными выборами. Не получилось и не получится. Движение уже не остановить. В последнее время в партию пришло большое количество активной молодежи, и процесс обновления руководства партии естественный и неизбежный. И в Москве, и у нас. Но это большая радость как для лидера, так и для старших товарищей-партийцев есть кому передавать идею, есть те, кто поведет партию в бой дальше.
– Что изменилось в жизни партии в Ульяновской области за этот год?
– Партия стремительно развивается. Это без лишней скромности. Здесь и общая тенденция, и наш большой труд. Мы начали очень серьезное, масштабное партийное строительство в области.
Первое – это собственные помещения. За короткий срок были построены здания для местных отделений партии Старокулаткинского и Мелекесского районов. Выкуплена земля, и начнется строительство в Павловке, Сурском, Сенгилее, Ишеевке, Новой Малыкле и других райцентрах. Растет число первичных партийных отделений и членов партии в поселениях и деревнях области. Мы начали предельно активно участвовать в выборах депутатов всех уровней – от поселения до ЗСО – надо формировать команды депутатов-коммунистов, вести их к победе, помогать в юридических и финансовых вопросах. На базе местных отделений мы развернем работу антикоррупционных комитетов, бесплатных юридических консультаций. КПРФ должна стать стержнем будущего патриотического большинства. Кроме того, серьезно укрепляется и техническое оснащение – все местные отделения КПРФ получат автомобиль.
Первые пять новых машин с символикой партии уже полностью в работе. Восстанавливаем памятники В.И. Ленину, в 2012 году все они будут отремонтированы в райцентрах. Все отделения будут соединены в общую сеть, которая позволит оперативно обмениваться информацией. И самое главное – наша партия станет единым протестным центром. Так что мы теперь тренируем пальцы, чтоб потом сжать их в кулак.
– Вы заявляете об открытом противостоянии власти. Неужели вы думаете, что все это сойдет вам с рук?
– Конечно, иллюзий никто не питает. Сильная и агрессивная КПРФ здесь как кость в горле. Арсенал средств власти очень широк – от грязной клеветы до… не буду говорить чего. Здесь главное – не дать слабину, чтоб они не почувствовали страх или успокоенность. По натуре я боец, сдаваться не собираюсь, так что их проблемы со мной – всерьез и надолго.
– Соцопросы Фонда общественного мнения дают КПРФ рейтинг в пределах 11-12 процентов. Вы верите этим цифрам?
– Подождите. Неужели вы думаете, что эта власть покажет истинное положение вещей? Это равносильно самоубийству. Теперь берем факты. Мартовские выборы-2011.
Уровень КПРФ – 22-27 процентов голосов в целом по стране. А недавние выборы в Арзамасе, городе атомщиков и машиностроителей, дали еще более четкий показатель: КПРФ – 35% , оппонент – 34%.
Блестящая победа компартии в условиях жесточайшего прессинга. Абсолютно у всех в стране есть понимание: Россия не только левеет, но и краснеет. А заказные соцопросы – это очень старый психологический трюк – создать видимость слабости соперника.
– Сколько лет Вы даете правлению тандема: 12 или, может быть, все 24?
– Ну если наш народ будет продолжать спать или тихо ворчать на кухне, то тандем может запросто превратиться в фараонов. Тем более – учитывая развитие современной медицины и технологий. Так что, если прикажет их родная партия и «ликующий народ», то все это может затянуться на десятилетия. Путин жил, Путин жив, Путин вечно жив.
Рецепт один и прост – все на выборы.
Записал Алексей ЧЕРНОВ