С 1 января 2012 года застраховать свой автомобиль станет невозможно без талона техосмотра, который можно будет пройти и в частном автосервисе. Одновременно инспекторы ДПС на дорогах перестанут проверять наличие техосмотра у частных легковых автомобилей.
Отмена проверок талонов ТО на дорогах вовсе не означает ослабления контроля. С нового года сведения о техосмотре (серия, номер и дата выдачи талона) будут вноситься в договор об ОСАГО. Причем перед тем как регистрировать или страховать автомобиль, автовладелец должен будет сначала пройти техосмотр.
Исключение составят лишь новые машины, которые будут получать талон сразу на три года (с момента выпуска) при регистрации автомобиля. Машинам, возраст которых от трех до семи лет, придется проходить ТО раз в два года. Далее – каждый год. Автобусы, маршрутки и такси должны будут проходить техосмотр раз в полгода. А грузовики свыше трех тонн, спецтранспорт – раз в год.
Зато от ТО полностью освобождаются автоприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны.
С 1 января ТО можно будет пройти не только на привычных пунктах при участии госавтоинспекторов, но и в коммерческих техцентрах, имеющих соответствующую аккредитацию Российского союза автостраховщиков (РСА). Правда, судя по всему, услуги частников будут стоить на порядок дороже: около 1500-2000 рублей вместо нынешних 700 рублей. Такое «двоевластие» продлится до 2014 года, когда сфера ТО будет целиком передана бизнесу.
Напомним, согласно новому закону о техосмотре, РСА было поручено заниматься аккредитацией компаний, занимающихся техосмотром, и обеспечением их бланками ТО. На плечи РСА лягут контроль за деятельностью операторов и проверки их работы. Также Союз должен вести реестр операторов техосмотра. Сам РСА поручено контролировать Федеральной службе по финансовым рынкам.
На днях же Минтранс РФ утвердил новую форму талона техосмотра. Отныне он будет постоянного цвета – зеленого. Бланк отпечатают на бумаге с водяным знаком, фигурной защитной цветопеременной нитью и двумя видами защитных волокон. Изменится и содержание талона. На оборотной стороне появятся наименование оператора ТО, номер оператора, а также фамилия и инициалы технического эксперта. Эта информация в связи с новыми правилами проведения техосмотра будет важна и для автовладельца. Ведь в случае, если талон был выдан на неисправную машину, технический эксперт, а также оператор будут нести за это ответственность. А если машина попала в результате этой неисправности в аварию, то – совокупную ответственность вместе с автовладельцем перед теми, кому был причинен вред в результате ДТП. Этим же приказом утверждена и электронная форма талона технического осмотра. Она представляет собой запись в базе данных единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Ее содержание будет таким же, как и в обычном талоне, за одним исключением: под ней будет стоять электронно-цифровая подпись технического эксперта.
Предполагается, что, когда новый техосмотр уже будет полностью налажен, обычные талоны техосмотра канут в прошлое. Во всяком случае для тех видов транспорта, на которых их не будут проверять.
Вадим Пилюков