Деревья под автостоянку и дорогу у храма на улице Минаева, видимо, будут снесены, несмотря на согласие специалистов с необходимостью сохранения существующей там зеленой зоны.
Экологическая палата области провела в начале недели заседание, посвященное конфликту вокруг угрозы сноса деревьев на свияжском склоне по улице Минаева. Сносить деревья планируется в рамках строительства комплекса Спасо-Вознесенского храма. К его главному входу, повернутому на запад, к Свияге, должна быть проложена дорога с местами для парковки. С заявлением о разрешении снести деревья застройщик обратился в отдел экологии мэрии. Узнав о планах по вырубке насаждений, местные жители выступили с обращениями к властям с требованием не допустить сноса деревьев. За четыре дня под обращениями было собрано более 500 подписей.

Первая реакция представителей власти была для сторонников сохранения деревьев положительной.

Так, в нашу редакцию пришел ответ из министерства природных ресурсов области, в котором говорится, что «устройство автостоянки будет препятствовать осуществлению зеленым фондом экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения», поэтому необходимо максимально сохранить озелененные территории. Отдел экологии мэрии также сообщил, что выдал отказ в сносе деревьев.

Рассмотреть ситуацию более детально, чтобы выработать рекомендации по сохранению зеленой зоны, решено было на заседании экопалаты.

Заседание также началось с информации о том, что вырубка деревьев будет незаконной и что работы на этой территории уже ведутся с нарушением природоохранных норм.

«Предполагаемое место строительства заездного кармана для стоянки автотранспорта находится в зеленой зоне и является объектом зеленого фонда, согласно Правилам землепользования и застройки Ульяновска, утвержденным решением Городской Думы от 13 октября 2004 года №90, кадастру зеленых насаждений города, принятому постановлением мэрии. Это объект общегородского значения, относящийся к зонам городских парков, садов, скверов, набережных и аллей. Согласно Закону «Об охране окружающей среды», запрещено строительство дорог с твердым покрытием в зеленой зоне городов. Согласно Правилам благоустройства, запрещается нарушать целостность зеленых зон путем проезда и стоянки автотранспортных средств», – сообщила председатель палаты Нина Благовещенская.

«Данный проект требует глубокой переработки. Необходимо сохранить все здоровые ценные экземпляры деревьев и доработать проект с учетом существующего ландшафтновидового разнообразия. Представленные материалы не соответствуют требованиям законодательства о проведении подобных работ», – присоединился руководитель департамента минприроды области Андрей Беркутов.

«Мы столкнулись с тем, что при проведении работ по строительству храмовых ворот строители забивали гвозди в живые деревья», – добавил глава Госэкоконтроля Константин Долинин.

Но, несмотря на эти аргументы, как выяснилось далее, избежать вырубки и избавиться от дороги и стоянки на месте зеленой зоны вряд ли получится.

Как объяснил начальник отдела экологии мэрии Данила Урдин, в графической части действующих в городе Правил застройки эта территория как зеленая зона не обозначена. Она отнесена к участкам, на которых возможна общественно-деловая застройка. Хотя в кадастре участок обозначен именно как зеленая зона.

Выяснить, откуда взялось это противоречие, не удалось. Представитель комитета горархитектуры, присутствовавший на заседании, объяснений на эту тему дать не смог.

В итоге, по мнению городских экологов, в нынешней ситуации свияжский склон официально не является зеленой зоной.

Запрет на снос деревьев под стоянку также оказался не окончательным. Заявление не было одобрено, объяснил Урдин, так как возникли замечания к представленной информации. В частности, предложенные компенсационные посадки недостаточны. Если замечания будут устранены, снос деревьев отдел экологии одобрит: «У нас не будет оснований отказать ему».

Протоиерей Алексий Скала, занимающийся строительством храма, выразил недоумение возникновением конфликта: «В 1994 году именно этот участок был выделен под проектирование и строительство собора. На протяжении 17 лет все знали, что там будет. И вдруг возник вопрос, что такая нехорошая церковь решает уничтожить зеленые насаждения города».

Священник объяснил, что дорога к главному входу храма необходима по строительным нормам возведения храмов. В них же прописана необходимость сооружения мест для парковки автомобилей прихожан. Парковку нужно оборудовать из расчета два места на 50 посетителей. Спасо-Вознесенский храм будет рассчитан минимум на две тысячи человек.

Кроме того, Алексий Скала сообщил, что на заброшенной озелененной территории за последние 15 лет произошло 12 убийств и два изнасилования. Также священник попросил не использовать в качестве аргумента против сноса деревьев сбор подписей: «Я хотел бы предостеречь по поводу сбора подписей. Я могу за четыре дня собрать шесть тысяч подписей за снос деревьев и за строительство стоянки».

Позицию священника поддержал депутат ЗСО, член комитета по природопользованию, природным ресурсам и экологии Заксобрания Сергей Глебов: «Дерево за 20-30 лет вырастет, а если мы сейчас урежем храм и не дадим выполнить проект, переделать это будет уже невозможно».

Предлагавшиеся варианты другого размещения автостоянки Алексием Скалой были отвергнуты. По его словам, в дальнейшем на участке у храма планируется строительство епархиального музея, воскресной школы и других зданий, поэтому иное размещение парковки невозможно.

В результате экопалата решила все-таки попытаться рассмотреть альтернативные предложения по размещению парковки. Сделать это можно будет, только если найдутся архитекторы-энтузиасты, которые такие проекты разработают бесплатно.

В целом же экопалата с необходимостью сноса деревьев фактически согласилась. Было рекомендовано при дальнейшем строительстве стараться максимально сохранять зелень, а вырубленное компенсировать посадками новых деревьев уже не на храмовой территории.

В ходе заседания проигравшим практически этот спор защитникам зеленой зоны предложено озаботиться дальнейшей судьбой ее второй части, расположенной ниже храма. Под ним еще один участок выделен арендаторам под строительство. Там предполагались разные объекты, последний из которых – гостиница «Хемптон Хилтон». Инвестор, готовый ее построить, сейчас занимается разработкой проектной документации.

Участники заседания, не только экологи, но и Алексий Скала, и председатель Общественной палаты области Нина Дергунова, сошлись в том, что этой стройки допустить нельзя. Решено попытаться остановить ее на проектной стадии.

Следующим шагом может быть официальное окончательное закрепление за участком статуса городского парка. Отдел экологии мэрии вопрос о том, возможно ли это, обещал проработать к декабрю. Впрочем, после того, чем обернулись возражения против автостоянки в зеленой зоне, в возможность отказа от очередного проекта в ней же верится с трудом.

Лидия Пехтерева