Жаль, что мне больше двадцати лет и грядущие выборы – уже не первые в моей жизни. В прошлый раз мне, как и всем новичкам, на избирательном участке подарили билет в кино. Мы с друзьями о «сюрпризе» знали и голосовать шли, собственно, лишь ради приятного воскресного вечера в «Кинопарке». Тех, кто и к кино был равнодушен, из комнат общежития лично выгоняла комендант, ей очень хотелось, чтобы именно мы победили в конкурсе на лучшее голосующее общежитие, ведь победителю давали призы…
Сегодня я не живу в общежитии, и билет в кино уже не положен – стимулов тратить выходной день на не совсем ясный «гражданский долг» вроде бы не осталось…

Это просто праздник какой-то!
В Российской Федерации около 25 миллионов граждан в возрасте от 18 до 30 лет, то есть четвертая часть от общего числа избирателей. Этот огромный пласт электората дружно называет выборы бессмысленной тратой времени. Вместе с термином «выборы» они очень часто употребляют слова «сказки», «представление», «шоу». Поэтому ясна мысль: раз уж я иду на «шоу», то именно его хочу получить в полном объеме. Моя галочка – в обмен на бесплатные пирожки или концерт любимой рок-группы. «Это приятные вещи, – считает лидер общественной молодежной палаты Ульяновской области Артур Сирачев. – Это плюс, это не плохо. Пирожки раздавать, шары развешивать – это, на мой взгляд, необходимо. Создает праздничную атмосферу и особый дух определенного дня».
Политтехнологи эти настроения чутко уловили, и сегодня – «всё для вас», дорогие молодые избиратели! Бесплатные билеты, живая музыка… Истинные любители культмассовых мероприятий могут съездить в Сочи, там сейчас идет предвыборная кампания с особо залихватским названием «Мы спляшем и споем, агитировать начнем». Схема работает, вроде бы все остаются довольны: молодые избиратели получают подарки, партии получают голоса. Но ведь так называемый политический шоу-бизнес с одинаковой силой работает как «в плюс», так и «в минус». Впечатления от «шоу» забываются, благодарность длится недолго, а скептицизм и равнодушие с каждым годом умножаются. Почему?

Зачем на бюллетенях рисуют цветочки?
По заданию Российского центра обучения избирательным технологиям при Центризбиркоме группой специалистов социологического факультета МГУ проведено исследование «Молодежь и выборы». По его итогам выявлен негативный фактор, повышающий равнодушие молодых людей, – использование самой молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Цитирую: «Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов. В результате в сознании молодежи возникает негативная эмоция, что «тебя использовали». Решаю сама проверить заключение экспертов и спрашиваю своих друзей: «Пойдете 4 декабря на выборы?» Среди них немало людей думающих и неравнодушных. Поэтому гневные реплики даже перевешивают ленивые ответы типа «не-а, там всё без меня решили, лучше полежу, книжку почитаю». Студентка пятого курса Катерина на выборы пойдет: «Только я еще не решила, ставить галочку или портить бланк. Пожалуй, послушаю еще предвыборных сказок и точно решу. Порча бланков – прямой ответ на отсутствие графы «против всех». А не идти, на мой взгляд, это фактически сказать: «мне безразлично». Лично мне не безразлично, что происходит. В общем, не сдамся без боя». За несколько минут опроса набралось с десяток молодых людей, которые придут на избирательный участок ради того, чтобы выразить протест, изобразив на своём бюллетене цветочки или пару нецензурных реплик в адрес существующих правил.

Популярная оппозиция
Есть и другая форма выражения протеста – поддержать своим голосом оппозицию. Раньше любимчиком молодежи был «прикольный» скандалист Жириновский. Сегодня, если верить результатам различных неформальных опросов в социальных сетях, молодежь больше всего симпатизирует… коммунистам. «Я буду голосовать за КПРФ, мне надоела безраздельная власть одной партии, – говорит Мария, студентка УлГУ. – Понимаю, что коммунисты не выиграют, но даже своим единственным голосом я показываю, что не иду за стадом». Политолог Нина Дергунова считает, что в популярности коммунистов среди молодёжи нет ничего удивительного, они делают упор на социальные права и эксплуатируют «бесплатную память»: «Бабушки и дедушки, папы и мамы рассказывают детям, что в советское время всё было бесплатным: и жилье, и образование. Вы нас выберете – мы вам дадим жилье. Откуда они его возьмут? А представляете, что будет, если все школьники беспрепятственно начнут поступать в вузы? Возникнет избыток специалистов, наша экономика столько не потянет. Молодежи пока не свойственно учиться на жизненном опыте, его мало, и переводить лозунги в конкретные дела. Но это близко сердцу».
В минувшее воскресенье в итоговой программе «Время» показывали выступление Геннадия Зюганова перед студентами, он обещал, что если придёт к власти, то увеличит стипендии втрое. Да, это, как ни крути, сердцу близко.
«Оппозиционным партиям легче нравиться, – отмечает Нина Владимировна. – Пока они не отвечают ни за что, можно говорить всё, что люди хотят услышать, это называется популизм. «Попул», «пипл»… у слов созвучные корни. «Эй, пипл, хочешь слышать ПОПУЛярное? Пожалуйста! Хавай. И за нас голосуй».

Экстенсивный пиар
По статистике лишь 20 процентов молодежи России интересуют вопросы, связанные с политикой. Только 20 процентов 4 декабря сделают свой выбор осознанно. Остальные 80 процентов голосов разыграют между собой те, кто лучше «поставит шоу». Разве можно в такой ситуации говорить об эффективных выборах вообще? Ответ даёт Уинстон Черчилль: «Демократия – это наихудшая форма правления, если не считать всех остальных».
Политтехнологи тратят много сил, времени и денег на предвыборные кампании. Но по всем правилам шоу-бизнеса работают они на количество, а не на качество.
Мне больше двадцати, и теперь мне даже неприятно, когда «умные и взрослые» политики пичкают меня «попсой», считая, что заманить меня на избирательный участок можно только халявными билетами или конфетами. Я хочу ПОНИМАТЬ, за кого отдаю свой голос, какую власть выбираю и чем партии отличаются друг от друга.
«Человек вникает только в то, что считает для себя важным, – говорит Артур Сирачев. – Что важно для молодого человека? Заработать денег и сессию побыстрее сдать. Многие не видят, как участие в выборах может повлиять на его собственную, личную жизнь. Нужно больше гражданско-правового просвещения, мало кто сейчас этим занимается. Партии в основном апеллируют формулировками, которые больше интересны и понятны старшему поколению. Про молодежь лишь вскользь упоминается, и то конкретных решений и дел мало. Я наблюдал лично, как яркие и грамотные политические лекции, семинары, деловые игры для молодежи способны изменить ситуацию. Люди вникают в сложные вещи, у них появляется желание участвовать в жизни своей страны и, возможно, когда-то что-то изменить».
Так стоит ли идти на выборы и не портить при этом бюллетени, а осознано отдать свой голос? Пожалуй, все-таки да. Но очень хочется, чтобы к такому выводу пришло как можно больше молодых. Иначе политика сама придет за ними. И будет ли это хорошо – непонятно.

Екатерина Нейфельд