После публикации статьи музыковеда Ирины Каторгиной «Почему УГАСО угасает?» (номер от 15.10.2011 г.) редакция «СК» приняла много звонков и писем. Увидев, насколько близко к сердцу принимают ульяновцы судьбу симфонического оркестра, мы решили продолжить эту тему.
Подавляющее большинство позвонивших и написавших письма читателей благодарили «СК» за публикацию и выразили свое согласие с позицией Ирины Аполлоновны. Оркестранты извинялись в разговоре и в письмах за то, что не могут назвать своих имен. Объясняли: открытое высказывание недоверия художественному руководителю оркестра чревато потерей работы. А другого симфонического оркестра нет и в обозримом будущем не будет. «Впереди у нас – аттестация по заранее намеченному сценарию нашего дирижера Ферулева, – поясняет артист оркестра. – А наш худсовет, как и всегда, согласится с его «авторитетным» мнением». «То, что люди подписываются под комментариями не своими именами, говорит не в пользу руководства оркестра и филармонии в целом», – подытоживает другой читатель.
«Статья «Почему УГАСО угасает?» совершенно справедливая, но несколько корректная, – читаем в письме. – Он (Ферулев. Ред.)не только развалил некогда прославленный оркестр, но и не оставил истинным поклонникам и любителям классической музыки выбора, кроме как навсегда забыть о ее существовании в нашем городе в живом исполнении». Эта мысль звучит и в других письмах: «Я полностью поддерживаю озабоченность автора статьи увяданием славного коллектива, апофеоз которого приходится на правление Сергея Ферулева. Зная ситуацию изнутри, могу констатировать, что это лишь видимая часть айсберга проблемы». Автор письма предлагает «бурить» глубже: «Вы найдете материалы для оргвыводов в минкульте нашей области, да и для самого губернатора – оркестр-то «Губернаторский-».
Со статьей Каторгиной спорит в своем письме одна из артисток, много лет проработавшая в оркестре. Не желая портить ее отношений с коллегами, мы не назовем и ее имени. В частности, она объясняет, что на упомянутом в статье концерте в день открытия сезона микрофоны понадобились из-за поглощающего звук ковролина, положенного на сцене. Уверяет, что подготовка концертной программы культурного конгресса шла под управлением Ферулева, и этот процесс был оркестру интересным. Напоминает, что Николай Алексеев, как и Владимир Кудря, тоже много гастролировал: «Это повсеместная практика как для оркестров, так и для дирижеров». С ностальгией она вспоминает 1980-е годы, когда оркестр открытие сезона и большие симфонические концерты репетировал в зале БЗЛМ в течение двух (-) недель, выстраивая динамический план произведения, различные музыкальные нюансы в одной акустике: «Сейчас об этом можно только мечтать, готовим программы мы не в лучших условиях. Конечно же, это не может не сказаться на качестве игры оркестра».
От директора филармонии Лидии Лариной пришло в редакцию пространное письмо в поддержку Сергея Ферулева. Защищая его, директор проводит параллели с маэстро мирового уровня: «Два замечательных итальянских дирижера, два признанных мировых гения, главные дирижеры Клаудио Аббадо (Миланская опера «Ла Скала») и Риккардо Мути (Венская опера) после многих лет деятельности в своих театрах оказались в определенный период в кризисной ситуации взаимоотношений со своими творческими коллективами. Эти два соотечественника просто поменялись местами в вышеуказанных театрах, и каждый из них впоследствии проработал немало лет в новом качестве. Так что далеко не всегда все зависит от таланта руководителя. Возникает иногда период усталости всех от всех-». Далее упоминаются имена Герберта фон Караяна, Евгения Светланова, Марка Горенштейна.
Сравнивать так сравнивать. Если на концерты и оперные спектакли коллективов под руководством этих дирижеров съезжалась публика со всего мира, а их записи считаются эталонными, то какими достижениями может похвастаться Сергей Ферулев? Первым исполнением в Ульяновске Второй симфонии Густава Малера? Смелость города берет, но вряд ли стоило Ферулеву «замахиваться» на это сложнейшее произведение, равно как и на Восьмую симфонию Шостаковича. Мало просто сыграть по нотам, слушателю важно услышать дирижерскую интерпретацию или хотя бы просто качественное исполнение. Вспоминая концерты предыдущих сезонов, удивляюсь мужеству Ферулева, не раз стерпевшего ситуацию, когда во время выступления солисты были вынуждены поворачиваться к оркестру и брать на себя роль дирижера, как это было, например, со скрипачом Дмитрием Коганом. Тонкая музыкальная ткань моцартовского «Реквиема» едва не пошла «по швам», благо, вступила государственная академическая хоровая капелла имени Эйдинова из Магнитогорска. Зачастую только ориентируясь не на руку дирижера, но, как в данном случае, на хор или на солиста (как, например, в день выступления баса Бориса Стаценко), оркестр находит нужный темп и действует как единый организм.
Думается, ульяновские меломаны согласятся с мнением, что в этом не вина оркестрантов: сольные и ансамблевые выступления, концерты камерного состава оркестра показывают, что в оркестре работают действительно талантливые исполнители. Вопреки мнению администрации филармонии, слушатель не претендует на то, чтобы с оркестром выступали одни «звезды». Концерты под руководством дирижеров куда менее именитых, чем упомянутые в письме Владимир Спиваков или Юрий Симонов, не раз показали: наш оркестр может играть очень хорошо. Мне запомнился разговор с одним из артистов оркестра после гастролей в Ульяновске французского дирижера Даниэля Кавки, которого Ферулев назвал дирижером со «сложными» руками. Узнав об этом, оркестрант заявил, что, в отличие от нашего главного дирижера, у гостя отменная дирижерская техника, четкие, ясные показы вступления солистам и группам оркестра, выразительные жесты, благодаря чему во время репетиций практически не потребовались услуги переводчика.
«Его (оркестра. – Ред.) нынешний репертуар во многом отличается в положительную сторону в сравнении с ведущими оркестрами провинциальной России, о чем свидетельствуют регулярные отчетные материалы в федеральном ежемесячнике «Музыкальное обозрение».
Работа оркестра полностью налажена», – завершает письмо Ларина. Да вот только все мы знаем, как пишутся отчеты. И, как показала почта «СК», ульяновской публике все-таки интересна настоящая музыка.
Анна Школьная