В XIX веке в Симбирской губернии родился человек, которого называют теперь первым сказочником России. Имя его — Аврамий Кузьмич Новопольцев. Родное его село Ясашное Помряскино и сегодня располагается в Ульяновской области, недалеко от Старой Майны. Но во всех энциклопедических изданиях Новопольцев именуется самарским сказочником. Получается, что его у симбирян украли и восстановить историческую справедливость никто не пытается…
Энциклопедии врут
Первую ошибку сделали составители 2-го издания Большой советской энциклопедии. В 1954 году вышел 30-й том БСЭ со статьёй о Новопольцеве, где он назван уроженцем Самарской губернии. Там же неправильно указаны годы его жизни (1820 — 1885), а также исковеркано название родного села — «Яксашное Помряськино». На самом деле он-родился в 1830 году в селе Ясашное Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии. И только в 1851 году Ставропольский уезд был передан вновь образованной Самарской губернии. Но в XX веке Ясашное Помряскино вновь стало симбирским, когда был образован Ульяновский округ, а затем Ульяновская область. Однако и последующие издания повторяли старую ошибку.

Как рождаются сказки
Как же вышло, что стал уроженец Симбирской губернии Аврамий Новопольцев первым сказочником России? Фамилию свою получил он от прозвища отца Кузьмы и деда Ивана. Жили они на околице села, в местности с названием Новое Поле. Потому и было у них уличное прозвище — Новополец. После крестьянской реформы стало обязательным иметь фамилию, и Ав-рамия записали в документах Новопольцевым. Сказочника Аврамия односельчане при жизни называли по-простецки — Абрам. Жили Новопольцевы бедно. Аврамий каждое лето подряжался по деревням и сёлам стадо пасти и четверых своих детей сызмальства приучал к этому. Пастушил и в соседней Новиковке, и в дальних сёлах — Ерыклинске и Никольском-на Черемшане. Зимой занимался отхожими промыслами. Детина он был здоровенный. На жалейке мог сыграть. Любил выпить, побалагурить, словцо острое сказать. А более всего прославился Аврамий тем, что умел красочно рассказывать всякие небылицы.
Лились из него сказки — заслушаешься. Потому и приглашали Аврамия то на свадьбу, то на другую какую пирушку гостей потешить. Память у него была изумительная, воображение богатое. Рассказывал он мастерски и детские сказки про животных и волшебников, и остроумные бытовые сказания, и назидательные легенды, и весёлые анекдоты. Родственники про него так говорили: «Мы стадо пасём, а дед Абрам в кабаке бочки караулит да сказки сказывает».
Не раз приходилось ему свой талант демонстрировать и в соседнем селе Новиковка, в усадьбе помещика Лазарева. Здесь его и приметил симбирский поэт Дмитрий Садовников, который в 1871 году женился на дочери помещика. Он записал от Новопольцева 72 опуса, вошедших в книгу «Сказки и предания Самарского края». Она была издана в Петербурге в 1884 году, через год после смерти Садовникова. Автор собирался в предисловии к книге рассказать о жизни сказочника, да не успел, а рукопись до сих пор не найдена. Садовников родился в Симбирске. И в книге 78 из 183 сюжетов записал там. А 72 сказки рассказал ему Новопольцев в усадьбе тестя в Новиковке. Поэтому Садовников и ввёл в название книги объединённое понятие «Самарский край», и это создало впечатление, что сказки и предания записаны от самарцев. Несколько десятилетий о книге Садовникова и сказочнике Новопольцеве не вспоминали. Лишь в 20-е годы прошлого века в нескольких изданиях появились исследования новопольцевских сказок. В 1932 году известный фольклорист М.Азадовский издал книгу «Русская сказка», в которой наконец воздал ему должное. Но Новопольцев в книге был назван самарским сказочником, и через несколько лет в Помряскино приехала научная экспедиция из Куйбышева — собирала сведения о нём, встречалась с родственниками. В 1937-м статья В.Сидельникова «Устное творчество Куйбышевского края» с биографией Новопольцева вышла в Москве в сборнике «Волжский фольклор». Куйбышевские учёные всерьёз занимались творчеством нашего земляка даже после 1943 года, когда всё симбирское Заволжье вновь вернулось в состав Ульяновской области. В 1952 году в Куйбышеве издали книгу «Сказки Абрама Новопольцева».В предисловии к ней исследовательница фольклора Э.Померанцева опять назвала его самарским крестьянином.
Верните на место!
Самарцев понять можно. Так получилось, что в этом крае не родились пока люди с мировыми именами. Такие, как Карамзин, Гончаров или Ленин. Местным краеведам ничего не остаётся, как исследовать знаменитых людей бывших самарских территорий. В то же время на фоне фольклорной активности самарцев ульяновские краеведы, историки и филологи пребывают по отношению к Новопольцеву в глубокой спячке. В книге «Край Ильича», выпущенной в 1985 году, родиной его вообще назвали село Дмитриево-Помряскино. Эту утку перепечатали затем в «Ульяновской-Симбирской энциклопедии». Вот и весь наш вклад в исследование жизни первого сказочника России. А в итоге даже в Старо-майнском районе, на родине Новопольцева, до сих пор не поделят сказочника. В социальном паспорте «Прибрежненского сельского поселения», в которое входит Дмитриево-Помряскино, утверждается, что именно здесь Садовников записывал сказки Новопольцева.
В 1990 году я опубликовал статью о Новопольцеве в газете «Волжские новости». В то время в планах районного управления культуры имя сказочника вообще не значилось. Ещё живые потомки Новопольцева, с которыми я встречался в Ульяновске и Помряскине, рассказывали, как на месте кладбища, где был похоронен сказочник, в советские времена поставили коровник, и при его строительстве из-под бульдозера кости да черепа вылетали. Писал и об ошибках в энциклопедиях. Целая вечность прошла — ничего не меняется.
В 2010 году исполнилось 180 лет со дня рождения Новопольцева. Не удивлюсь, если окажусь единственным человеком в Ульяновской области, который прочитал «Сказки и предания Самарского края». Книга в 450 страниц не переиздавалась целиком почти 120 лет. Только в 2003 году это сделало одно петербургское издательство. Тиражом всего в 500 экземпляров.
Н.Марянин, писатель, краевед (печатается с сокращениями)