Сергей Новиков
В Ульяновске завершились испытания Ту-204-300 для авиаотряда Управделами президента.
На аэродроме «Ульяновск-Восточный» к 15 ноября завершились летно-конструкторские испытания самолета Ту-204-300, который предназначен для «Специального летного отряда «Россия» Управления делами президента РФ.

Как сообщает официальный сайт компании «Туполев», воздушное судно оборудовано новейшим пилотажно-навигационным оборудованием и салоном повышенной комфортности.
По имеющейся информации, летно-конструкторские испытания авиалайнера начались 29 октября на аэродромном комплексе «Ульяновск-Восточный». Как уточнил помощник генерального директора по летным испытаниям «Авиастар-СП» Геннадий Семочкин, первый полет машины показал, что она подготовлена отлично. Существенных замечаний у экипажа по самолету не возникло.

По информации пресс-службы ульяновского авиазавода, Ту-204-300 оборудован современным пилотажно-навигационным оборудованием, обеспечивающим выполнение всех требований норм летной годности и требований по шуму на местности, включая европейские, а также современными системами связи. В ближайшее время воздушному судну предстоит пройти сертификационные испытания.

Первые комплексные полеты длились шесть с половиной часов и подтвердили соответствие заявленных на сертификацию систем. Заказчику самолет будет передан до конца текущего года.
Ту-204 — российский среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета Ту-154. Первый полет совершен 2 января 1989 года, в эксплуатации с 1994 года. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года и на КАПО имени С.П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). В 2010 году выпущено 4 самолета.

Поскольку производство самолета началось уже после завершения «холодной войны», натовская кодификация Ту-204 отсутствует. Зарубежные аналоги — Boeing-757, Boeing-737 и Airbus A321.
К 2015 году планировалось снять самолеты семейства Ту-204 с производства, заменив их самолётами МС-21. Однако имеется вероятность продолжения выпуска этих самолётов и после 2015 года. Так, Минпромторг в прошлом году заявлял о своих планах на поставку авиакомпании Red Wings до 2016 года 44 самолетов Ту-204СМ.

Ту-204-300 (прежнее обозначение — Ту-234) — вариант с укороченным на 6 метров по сравнению с базовой версией фюзеляжем и значительно увеличенной дальностью. Вмещает до 162 пассажиров, хотя базовая компоновка подразумевает размещение 142 пассажиров (8 в бизнес-классе и 134 в эконом-классе). Разработан в трех вариантах с дальностью полета 3400, 7500 и 9250 км. Таким образом, Ту-204-300 является первым отечественным двухмоторным самолетом, способным совершить беспосадочный перелет из Москвы во Владивосток, а также из Санкт-Петербурга во Владивосток. Максимальная взлётная масса самолёта составляет 107,5 т. Ту-204-300 оснащен отечественным комплексом авионики и двигателями ПС-90А.

Первый полет Ту-204-300 совершил 18 августа 2003, тогда же был продемонстрирован на авиакосмическом салоне МАКС-2003. Сертификат типа и летной годности выдан самолету 14 мая 2005. Первым заказчиком Ту-204-300 стала авиакомпания «Владивосток Авиа.» Производится серийно на заводе «Авиастар» в Ульяновске.

Ранее управляющий делами президента России Владимир Кожин сообщил, что в 2012 году в авиапарк специального летного отряда «Россия» поступят лайнеры Airbus «Контракты подписали, лайнеры строят — они появятся у нас в следующем году. Наши авиастроители просто не успевают. А имеющихся самолетов — для того чтобы обеспечить всю программу полетов — президентскую, премьерскую и так далее — не хватает», — сообщил Кожин. Ранее Дмитрий Медведев подверг критике качество российских самолетов. «К сожалению, даже наши новые самолеты, выпускаемые на наших заводах, имеют определенные проблемы, и в этом я убедился на личном опыте недавно», – сказал он. Кожин также подчеркнул, что «наши авиастроители просто не успевают, а имеющихся самолетов для того, чтобы обеспечить всю программу полетов – президентскую, премьерскую и так далее – не хватает».

Авиапарк президента России состоит из самолетов Ил-96, Ил-62, Ту-134 и Ту-154. Однако, по словам Владимира Кожина, «гонять» Ил-96 на небольшие расстояния накладно.