Со времени нашей сентябрьской публикации о состоянии общественного транспорта в Ульяновске прошло почти два месяца, однако проблемы, отмеченные нами тогда, не решены до сих пор. Более того, с первыми снегопадами ситуация ещё больше усугубилась!

Транспортный коллапс

В часы пик на остановках общественного транспорта в областном центре скапливается множество людей, главной целью которых становится во что бы то ни стало добраться на работу или домой. Однако в условиях катастрофической нехватки автобусов и маршруток достигнуть этой цели крайне трудно, и горожане буквально звереют: дерутся, толкаются, матерятся…
– В других городах на остановках практикуется очередь, и там нет такого хамства, – говорит житель Засвияжья Андрей, – но вряд ли в Ульяновске это возможно…
Но даже драки и ругань далеко не всегда помогают занять заветное место в маршрутке или автобусе, особенно в Заволжье, Засвияжье (в утренний час пик) и Центре (вечером). Обычно пассажиры по 30-40 минут, а то и больше, вынуждены простаивать на остановках, тоскливо провожая взглядом проезжающие мимо переполненные маршрутные «Газели». И если летом такая ситуация хотя бы не доставляла людям проблем со здоровьем (разве что с психическим), то зимой столь долгое нахождение на улице чревато переохлаждением, простудой, пневмонией…
На аппаратном совещании в мэрии 15 ноября глава города Александр Пинков жёстко раскритиковал подчинённых, ответственных за работу общественного транспорта, удивившись, что в такое горячее время главный транспортник города – Сергей Аникин – находится в отпуске!
– Я часто встречаюсь с представителями трудовых коллективов города, – сообщил мэр чиновникам, – на проблемы с транспортом горожане жалуются особенно часто. Неужели трудно навести порядок? Мне перед людьми стыдно!

Кто виноват?
Чиновники, в свою очередь, оправдываются недостатком кадров и недобросовестностью частных перевозчиков. Часть новых автобусов, закупленных в этом году для «ПАТП-1», по-прежнему простаивает – шофёров не могут набрать уже больше трёх месяцев! На сегодняшний день на предприятии не хватает 18 водителей. Скорее всего, это связано с относительно низкими зарплатами на предприятии – когда мы позвонили в отдел кадров под видом соискателей, нам сообщили, что водители автобусов “Baw street” получают около 12 тысяч рублей. Для сравнения:водители маршруток, по нашим данным, получают 20-25 тысяч (работая, правда,по 12-15 часов в сутки), но даже при этом частные перевозчики тоже испытывают кадровый дефицит. И это не единственная их проблема.
– С началом снегопадов на дорогах стало гораздо больше пробок, возникают заторы и из-за многочисленных ДТП. В таких условиях физически невозможно соблюдать расписание, но чиновники не могут взять этого в толк, винят нас во всех транспортных бедах, – сетует глава объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. -А про то, что мы возим пассажиров за 13 рублей при себестоимости 17, почему-то все забывают. Чтобы не терпеть убытков, мы вынуждены работать в режиме жесточайшей экономии, что, конечно, сказывается на качестве.
Кстати, о цене проезда: в «ПАТП-1» утверждают, что себестоимость провоза каждого их пассажира составляет 25 рублей, больше половины из которых составляют дотации из городского бюджета. Оплачивает казна и долги предприятия, но немалые денежные вливания почему-то не спасают горожан от транспортных бед.

Трамвайная эпопея
В условиях, когда в маршрутку невозможно сесть, а автобус – редкий гость на остановках, люди всё чаще обращают свой взор на трамваи. В часы пик в них яблоку негде упасть – этот вид транспорта очень востребован у горожан, и необходимость замены изношенных трамвайных вагонов новыми остро стоит уже который год. Не так давно в Интернете появились слухи, что несколько новых вагонов уже готовятся к отправке в Ульяновск с Усть-Катавского вагоностроительного завода, однако на самом заводе эту информацию не подтвердили. В мэрии нам сообщили, что 15 новых трамваев и 5 троллейбусов в лизинг будут закуплены городом в течение 2012-2017 годов. В бюджете для этого предусмотрено 343,8 млн рублей, 60 из которых потратят уже в следующем году. 15 трамваев за 6 лет – это, конечно капля в море, но всё же лучше, чем ничего.

Заволжские страсти
Может быть, закупка новых трамваев отчасти и решит проблему в правобережье, но как быть заволжцам? Новый мост отчасти избавил их от пробок, но количество транспорта по-прежнему оставляет желать лучшего. Для Ульяновска стало нормой, когда заволжские пассажиры садятся в маршрутку в обратном направлении, чтобы занять место на конечной остановке и, заплатив 29 рублей вместо 16-ти, уехать домой или на работу. Простая закупка автобусов здесь не поможет – старый мост может не справиться с чрезмерно большим потоком общественного транспорта, а по новому переходу он почти не ездит – крюк слишком велик. Предполагается, что после окончания строительства подъезда к Президентскому мосту с ул. Юности (в этом году) по нему пустят автобусы, но конкретные маршруты пока не называются. Кроме того, Минтранс не отказался от планов по возведению нижнего яруса нового моста, но к его строительству приступят только тогда, когда ещё одна развязка соединит мост с Верхней Террасой, то есть не раньше 2014 года. Некоторые ульяновцы не понимают, для чего нужен нижний ярус, если от проекта пуска по мосту скоростного трамвая в Минтрансе отказались. В ведомстве нам пояснили, что, скорее всего, по нижнему ярусу будет ездить городской транспорт, а по верхнему – транзитный. Есть ли в этом необходимость – покажет время. Пока же очевидно, что нынешняя зима не принесёт ульяновским пассажирам никакого облегчения.

Виталий Ахмеров