Александр Кузнецов
Ульяновские сельхозкооперативы выпускают продукцию под единым брендом.
С возрождением сельхозкооперации селяне, кажется, воспряли духом. Продажа молока для них перестала быть убыточной и вновь стала источником доходов. Принятые в этом году изменения в областной целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования на селе» позволяют надеяться, что в скором времени кроме молочной кооперации стимул к развитию получат и другие направления.
Система сельхозкооперации начала формироваться в России еще в XIX веке. В разное время к ней то возвращались, то забывали. Сегодня она снова в почете. И, похоже, что возрождение этой незаслуженно забытой формы аграрной деятельности уже начало приносить первые плоды. Сейчас в области действуют 58 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые работают в 18 сельских районах области и закупают около 70 процентов молока, реализуемого личными подсобными и фермерскими хозяйствами.
– Изначально областная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования на селе» разрабатывалась для решения «молочной проблемы», – рассказывает директор областного департамента развития сельских территорий Маргарита Салова. – Фермеры и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, жаловались на перекупщиков, которые скупали молоко за бесценок. Поскольку альтернативы им не было, приходилось мириться с низкими ценами. В рамках ОЦП сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, были предоставлены субсидии из областного бюджета в размере 3 рублей за каждый литр. Таким образом, нам удалось в 2010 году приостановить темпы сокращения поголовья коров в личных подсобных хозяйствах и, соответственно, объёмов молока по сравнению с предыдущими годами.
Одними из первых преимущества работы сообща оценили жители Цильнинского района: действующий здесь кооператив «Содружество» является сегодня крупнейшим в регионе. Членами СПоК являются более тысячи владельцев личных подсобных хозяйств из 20 населённых пунктов. Ежедневно кооператив собирает около 12 тонн молока, которые затем продает двум ульяновским молочным заводам.
При этом ряд сельхозкооперативов не ограничился сбором молока у населения, а организовал его переработку с помощью современных модульных молочных заводов «КОЛАКС». Продукцию решено было выпускать под единым брендом – «Симбирская деревенька». В числе тех, кто решился на приобретение комплекса, – СПоК «Фабрика» в Инзенском районе.
– Мы решили взять для начала цех-однотонник, – рассказывает руководитель кооператива Елена Клещёва. – Стоил он 5,5 миллиона, окупиться должен где-то за три года. О покупке нисколько не жалеем. С его помощью мы теперь производим широкий ассортимент продукции. Часть идет на реализацию в местные магазины, часть – в муниципальные учреждения: детские сады, школы, больницы.
Убедившись в том, что дело стоящее, примеру «Фабрики» последовали и другие кооперативы. Не так давно был закончен монтаж и начат пробный выпуск продукции «КОЛАКСа» в Базарносызганском районе. Следом оборудование приобрели и в Барыше. Количество членов кооператива тем временем выросло почти до пяти с половиной тысяч человек. В будущем их число будет только увеличиваться, уверены в региональном минсельхозе. Способствовать этому должны принятые изменения в ОЦП. Теперь кооперативы могут получить субсидии на возмещение затрат по приобретению специализированных автотранспортных средств, а также оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции в размере 30 процентов стоимости.
– Это придаст дополнительный импульс развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации по сбору и переработке мяса, овощей, плодово-ягодной продукции, по заготовке кормов, – отмечает министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин.
Помочь со сбытом продукции СПоКам должен «Агропромпарк». В рамках реализации проекта «Симбирская деревенька» совместно с мэрией Ульяновска он планирует открыть в областном центре порядка 40 магазинов «шаговой» доступности, специализирующихся на реализации продукции, выращенной и произведённой в области.
– Первые семь таких магазинов планируется открыть уже в марте следующего года, – делится планами корпоративный директор ОАО «Агропромпарк» Сергей Пелевин. – Мы считаем, что это будет выгодно всем. С одной стороны, сельхозтоваропроизводители получат выход на конечного потребителя, минуя торговые сети. С другой стороны, ульяновцы получат возможность приобретать экологически чистую продукцию, выращенную исключительно местными аграриями, по ценам на 20 процентов ниже рыночных. На территории «Агропромпарка» сейчас идет строительство овощехранилища на 25 тысяч тонн продукции. С его помощью мы сможем, не повышая стоимости, реализовывать запасы в течение года.

Ева Штерле