Книга ульяновского автора, посвященная строительству ГЭС на Волге, вышла в рамках известного проекта московского издательства РОССПЭН «История сталинизма».
Кандидат исторических наук, доцент УлГПУ Евгений Бурдин уже не раз становился нашим собеседником. Читателям Евгений Анатольевич раскрывал малоизвестные факты из истории строительства Куйбышевской и других ГЭС на Волге. Этой теме ученый посвятил несколько книг. В нынешнем году был опубликован его новый труд 2 монография «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России». Мы попросили ученого рассказать о книге.

– Евгений Анатольевич, ваши первые книги на эту тему выходили в Ульяновске, но эта была напечатана в столичном издательстве. В связи с чем у москвичей возник интерес к теме строительства ГЭС на Волге?

– Монография «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России» заинтересовала редакцию авторитетного научного издательства «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН, Москва). Текст показался им новым и интересным, с хорошими сюжетами, которые раньше почти не поднимались – экологические проблемы, сохранение культурного наследия и другие. Поэтому было решено опубликовать работу в серии «История сталинизма».

Научно-издательский проект «История сталинизма» в ста томах – один из основных в деятельности РОССПЭН. Он реализуется совместно с Фондом первого президента России Бориса Ельцина. Цель проекта – вживление в ткань общественного сознания результатов научного анализа советской эпохи, основанного на достижениях так называемой «архивной революции», в рамках которой опубликованы сотни тысяч ранее засекреченных документов.

– Кроме собственно текста, в книге есть и приложения большого объема – десятки документов, посвященных теме гидростроительства на Волге, начиная с довоенных лет. Эти документы публиковались где-то ранее?

– Размещенные в конце книги архивные документы 1930-1950-х годов нигде раньше не публиковались. Их пришлось собирать по крупицам в 15 государственных и муниципальных архивах – от Москвы и Ярославля до Самары.

Это была большая и сложная работа. На нее ушло пять лет. Многие документы уникальны, например, письма переселенцев из зоны затопления Рыбинской ГЭС за 1937-1940 годы, в которых они делились трудностями эвакуации и жаловались на отсутствие помощи властей.

– Каков тираж книги и какую часть из него получил Ульяновск?

– К сожалению, книга вышла не очень большим тиражом – 700 экземпляров. Обращения к властям, спонсорам и прочим структурам успеха не принесли. Видимо, им эта тема не интересна, ведь она не может принести быстрых и больших дивидендов, а, пожалуй, только одну головную боль. Например, в свете планов предстоящего повышения уровней Чебоксарского и Нижнекамского морей. Мне прислали 200 авторских экземпляров, большую часть из которых я раздал библиотекам, краеведам и так далее.

– В предыдущих книгах Вы писали об истории гидростроительства, задачей этой была оценка последствий создания каскада ГЭС на реке. В каких сферах проявились эти последствия? И как Вы лично все-таки оценили бы их – положительно или отрицательно?

– Как положительно, так и отрицательно: создание ГЭС повлияло на множество сфер экономическую, экологическую, социальную и даже духовную составляющие жизни людей. Хотя в целом появление водохранилищ привело к ухудшению условий хозяйственной деятельности человека и к снижению качества его жизни.

Размываемое Куйбышевским водохранилищем средневековое городище «Чертов городок» в Старомайнском районе Ульяновской области, август 2004г. Фото Евгения Бурдина.

Как житель Поволжья я отношусь к гидростроительству отрицательно. Как говорил известнейший и старейший российский археолог Николай Мерперт, который в 1950-е годы занимался раскопками в зоне затопления Куйбышевской ГЭС, «изуродованное рациональным быть не может».

– Одно из последствий строительства ГЭС – затопление огромных территорий. При этом так или иначе велись работы по защите от затопления некоторых участков. К примеру, в Ульяновске была сохранена Нижняя Терраса – уникальное теперь место, расположенное ниже уровня реки. Чем руководствовались власти, когда принимали решение о сохранении этого участка от затопления и недешевом строительстве дамбы?

– От затопления Нижнюю Террасу спас патронный завод имени Володарского. Существует легенда, согласно которой Сталин решил спасти «Володарку» в благодарность за ее работу в годы войны и дал добро на проектирование дамбы. Мало кто знает, что еще в предвоенные годы в Заволжском районе образованный тогда строительный трест №15 вел работы, связанные с подготовкой к затоплению ложа будущего водохранилища Куйбышевского гидроузла. Однако широкомасштабные работы здесь развернулись лишь в 1953 году.

В ходе сооружения инженерной защиты завода имени Володарского производилось множество работ, в том числе возведение земляной насыпи, бетонирование откосов, мощение основания дамбы, строительство насосных станций, дренажной галереи и других объектов. Обкомом КПСС часто отмечалось отставание от графика работы на этомучастке. Тем не менее в мае 1958 года строители дамбы рапортовали об успешном окончании возведения инженерной защиты района завода имени Володарского. Если бы Нижняя Терраса не была защищена дамбой, то она была бы полностью затоплена, и волжская вода подошла бы к высокому берегу Верхней Террасы.

Полина Нелидова