Столичный поэт, писатель, психолог Вячеслав Щепкин, попав однажды в Ульяновск, все чаще возвращается в него. С Ульяновском оказались связаны и его работа, и история его семьи.

Вслед за начальником танкового училища
Про Ульяновск впервые Вячеслав Щепкин услышал от отца. Георгий Щепкин приехал в наш город из Донбасса в 1930-е годы, отучился в гвардейском танковом училище. Входил в первый выпуск, а затем с первым начальником училища генералом Петром Шуровым уехал в Москву, в Военную академию имени Фрунзе. Начало военного пути в Ульяновске он вспоминал всю жизнь.

– Он закончил танковое училище с отличием. И всегда гордился тем, что на Доске почета училища его имя было в первой колонке. Мне так запомнился его рассказ, что я все думал: приеду в Ульяновск, найду училище, смогу увидеть эту Доску и отцу показать, – объясняет Вячеслав Щепкин.

Повод поехать в Ульяновск возник в 2004 году. Тогда Вячеслав познакомился в Москве с председателем ульяновской организации Российского Союза профессиональных литераторов, профессором УлГПУ, цветаевоведом Лилит Козловой. Она предложила москвичу издать свои стихи в Ульяновске. Для решения издательских вопросов и была организована поездка.

Но без поисков следов отцовских воспоминаний она не обошлась. Увы, поиски оказались напрасными. В музей суворовского училища, занявшего помещения, ранее относившиеся к танковому училищу, гостя не пустили.

По поводу Доски почета объяснили, что ее уже не существует.

Отцу по возвращении Вячеслав рассказал, что попасть в училище не смог, что обязательно туда заедет в следующий раз и сделает фотографию его имени на памятной Доске почета. Но жизнь повернула все по-своему.

Подарки от Фиделя Кастро

– Прошло несколько лет, отца не стало, и мне пришлось в память о нем ехать в Ульяновск, чтобы здесь писать воспоминания о нем, потому что мне стало известно, что готовился сборник «Ульяновские танкисты на защите Отечества», – рассказывает Щепкин.

Его очерк вошел в этот сборник, подготовленный советом ветеранов и выпускников Ульяновского гвардейского танкового училища.

Кроме истории пребывания отца в Ульяновске, Вячеслав постарался рассказать в очерке всю его интереснейшую биографию.

Так, в начале 1960-х годов Георгий Щепкин, закончив работу в Академии бронетанковых войск, чуть было не остался без армии. Чтобы не потерять место службы, ему пришлось согласиться поехать на Кубу военным советником.

Там он работал три года, учил молодых кубинцев тактике высших соединений.

Среди учеников Щепкина-старшего был и нынешний руководитель Кубы Рауль Кастро, брат Фиделя Кастро. Память о работе с ним хранится в семье военного по сей день.

– Дома лежит массивный черный подарочный альбом, который был вручен десятку советских товарищей, работавших на Кубе, в том числе и отцу. Там на многих фото – Рауль Кастро, который осваивает азы высшей оперативно-тактической науки, – перечисляет Вячеслав Щепкин. – Также у нас есть подарки от Фиделя. Это шкатулка орехового дерева. Такие Кастро подарил советским военным советникам. В первый же отпуск отец привез эту шкатулку, в ней были роскошный ром Баккарди, кубинские сигары и мраморная пепельница. Но самым, может быть, феноменальным подарком ему стала единственная правительственная награда Кубы, которая вообще там была. Они всего один раз через 20 лет после революции выпустили медаль к 20-летию штурма казарм Монкада. Эта награда нашла отца спустя десять с лишним лет после того, как он уехал с Кубы.

Пишет о чудо-ребенке

Книгу «Ульяновские танкисты на защите Отечества» с очерком о своем отце Вячеслав Щепкин смог получить уже в нынешний приезд в наш город. В этот визит соединилось сразу несколько событий – юбилей самого поэта, выход его новой книги «Август сердца» и издание работы Лилит Козловой, посвященной московскому коллеге.

Кроме того, в нашем городе поэт продолжил работу над еще одним важнейшим для его жизни исследованием, посвященным Наде Рушевой уникальной девочке-художнику, погибшей в 17 лет. Творчество Нади, графику которой начали выставлять, когда автору было 12 лет, в свое время поразило весь Советский Союз и весь мир.

Выставки работ чудо-ребенка объехали множество стран. Сама Надя создавала иллюстрации к книгам – «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите» – и мечтала о работе художника-мультипликатора. Но в 17 лет, в 1969 году, не успев закончить школу, она скончалась из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния в мозг.

С тех пор память об уникальном ребенке многократно была увековечена, в 1982 году ее именем даже назвали малую планету.

Вячеслав Щепкин, ровесник Нади, о ее творчестве узнал лишь в 1973 году, когда девочки уже не было в живых. Поразился таланту, и в книгах отзывов на выставках ее работ стал писать стихи – не мог сдержаться. Отец Нади, Николай Рушев, однажды прочитав написанные Щепкиным строки, пригласил молодого поэта домой. С тех пор длится дружба Рушевых и Вячеслава Щепкина. Сейчас, когда отец Нади уже ушел из жизни, поэт поддерживает отношения с ее матерью – Натальей Рушевой.

В следующем году должно исполниться 60 лет со дня рождения Нади. К этой дате, с согласия Натальи Рушевой, Вячеслав занялся организацией юбилейных мероприятий. Пройдут они в Туве, откуда родом мать девочки.

– Для тувинцев Надя – как бы икона, хотя у них нет икон в нашем понимании, ведь их вера – шаманизм с буддизмом, – объясняет он. – Мы лично разговаривали о праздновании с главным шаманом Тувы Кенин-Лопсану Монгуш. Он в свое время знал Надю.

Кроме праздничных мероприятий, речь идет о возможности издания «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова с иллюстрациями Нади Рушевой. Эти рисунки, напоминает Вячеслав Щепкин, в свое время одобрила жена писателя – Елена Булгакова. Но книга с ними до сих пор не появилась.

Вячеслав Щепкин к юбилейной дате планирует выпустить книгу-исследование, посвященную Наде. Свой новый труд автор непременно презентует и в нашем городе.

Лидия Пехтерева