Не счесть бед, которые пришлось пережить нашим предкам. За последние три века каких только несчастий ни случалось в нашем крае. На Симбирской земле свирепствовали ураганы, грады, эпидемии. Наши прадеды гибли от пожаров и умирали от голода…

Пожары
Симбирск (город-крепость) был основан в 1648 году на строящейся засечной линии между реками Волга и Барыш. Симбирский Кремль представлял собой четырёхугольник, стороны которого имели протяжённость около 200 м.
Многие «деревянные» города в то время страдали от пожаров, но Симбирску особенно досталось от пламени. Наш город несколько раз выгорал практически дотла и потом отстраивался заново. Впервые большой пожар произошёл в 1671 году, когда ещё молодой Симбирск, не успевший оправиться от набегов Стеньки Разина выгорел почти полностью. Впоследствии крупные пожары в Кремле случались в 1710 и в 17В8 годах. После каждого из них крепость и расположенные внутри неё строения приходилось ставить, что называется, с нуля. Огромный ущерб принёс и пожар 1828 года, в котором погибли здания, где хранились все документы, связанные с переписью населения. А в 1842 году в городе сгорели Мясницкий мост через речку Симбирку, почти вся Лосевая улица (ныне ул. Федерации) и кварталы между нею и Большой Саратовской (ныне ул. Гончарова).
Но самый страшный пожар случился в августе 1864 года, когда огонь в городе свирепствовал в течение 9 дней. В этом пылающем аду уцелело меньше четверти строений. Причём это были те здания, которые представляли наименьшую ценнссть с архитектурной точки зрения – уцелели в основном домишки на окраинах Симбирска.
В те страшные дни весь город был охвачен пламенем, и никто не мог справиться с потоками огня. Люди, пытаясь спасти своё имущество и жизнь, метались по улицам, но везде натыкались на стену из языков пламени. Причём оно непостижимым образом вспыхивало то в одной стороне города, то в другой. Тогда в Симбирске было уничтожено 30 общественных зданий, 12 церквей и почти полторы тысячи частных домов. Погибло 130 человек, а 15 тысяч симбирян остались без крова. Для расследования причин того пожара создавалось несколько комиссий, но ни одна из них не смогла выяснить, почему огонь практически одновременно занялся в разных концах города.
Не успел Симбирск оправиться от последствий огненной стихии 1864 года, как в июне 1888 года случился очередной жуткий пожар. Он начался на Дворцовой улице (сейчас ул. К.Маркса) в квартире столяра, затем распространился на соседние строения. Поднявшийся ветер разносил горящие головешки по соседним улицам. Справиться с пламенем удалось лишь спустя сутки, когда огнём было уничтожено почти 200 домов на семи улицах.
Но, к сожалению, на пожары были богаты не только 17, 18 и 19 века. И 20-й принёс свои трагедии.
Весной 1974 г. произошла страшная авария на железной дороге вблизи Ульяновска. В результате ДТП из цистерны с бензином через пробоину вылилось около 60 тонн топлива. Спустя несколько минут ушлое население потянулось с вёдрами к огромной луже с бесплатным горючим. И тут произошло воспламенение паров топлива от бытового огня. За доли секунд облако воспламенившейся паровоздушной смеси переместилось на поверхность бензинового озерца. Первой сгорела заживо молодая девушка, шедшая мимо. Она вспыхнула, словно свечка. Другим очевидцам, оказавшимся в зоне шлейфа огня, удалось отбежать, но у людей оказались сильно обожжены дыхательные пути. Десять человек потом скончались в больнице.
А в середине мая 1982 года в Николаевке случился пожар в деревянном здании склада ядохимикатов, который находился в центре посёлка. При горении химикатов выделялись ядовитые вещества, отравляющие окружающую среду.

Эпидемии, голод
В 1830 и 1848 годах в Симбирской губернии буйствовала эпидемия холеры, число заболевших составило почти 42 тысячи человек, из них около 18 тысяч погибло. Посещали наши края также эпидемии тифа и натуральной оспы.
В начале 1870-х годов по Симбирской губернии также прокатилась эпидемия азиатской холеры, и росла заболеваемость населения натуральной оспой. В связи с этим в 1873 году у нас впервые появилась санитарно-эпидемиологическая служба. Симбирское губернское земство приняло решение о приглашении в каждый уезд санитарных врачей, которые должны были изучать и анализировать эпидемические заболевания и принимать меры по борьбе с ними.
В 1921-22 годах из-за неурожая и господствующей в стране разрухи в Поволжье царил голод, унесший жизни большого числа жителей. 1932 год в стране был объявлен годом завершения сплошной коллективизации. Урожаи в начале 1930-х были не намного ниже среднемноголетних и могли обеспечить население необходимым хлебом, но именно это время оказалось самым голодным для жителей Поволжья. Именно тогда возросли поставки хлеба государству, что резко снизило количество зерна, выдаваемого на трудодни рабочим, подорвало животноводство и привело к тотальному голоду и разрухе.

Буйства стихии

Не раз на территории Симбирской губернии – Ульяновской области наблюдались и необычные природные явления. Например, 5 июня 1860 года в Карсуне около шести часов вечера из двух небольших туч во время едва покрапывающего дождя образовались сразу несколько молний, прогремел гром и появился странный светлый столб в виде прозрачного облака. Затем из этого столба образовались два жутких урагана. Они пронеслись над рекой, подняв из неё воду сажен на 40 вверх, и двинулись в сторону Карсуна, снося с домов крыши, выбивая окна вместе с рамами и разнося по воздуху доски и бытовую утварь.
11 мая 1997 года в Ульяновске прошёл ливень, вызвавший наводнение в Новом городе Заволжского р-на. Тогда уровень воды в отдельных местах поднимался до 1,5 м, затапливая не только подвалы, но и первые этажи некоторых зданий.
О страшной ледяной блокаде, которую Ульяновская область пережила прошлой зимой, рассказывать не будем. Это необычное природное явление ещё свежо в памяти ульяновцев. Тогда десятки населённых пунктов области остались без света, а некоторые и без воды.
Всё вышеперечисленное – лишь отдельные факты из богатой на происшествия и трагедии истории нашего края. Если же рассматривать все произошедшие у нас катастрофы, то не хватит и всей газеты. Так что нам, нынешним ульяновцам, наверное, не стоит сетовать на жизнь. По сравнению с тем, что пережили наши предки, то, что происходит с нами сейчас – не больше чем пусть и досадные, но всё же небольшие неприятности.