Недавно юный пианист Данил ЛОГИНОВ вернулся с международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Мальчик из обычной ульяновской школы искусств прошел строгий отборочный конкурс и первый тур наравне с музыкантами из гнесинки – это само по себе заслуживает аплодисментов. Но Данилу Логинову хочется аплодировать стоя. Ведь он – как герой из русской классики – Слепой музыкант.
Школу искусств №11, где учится Данил, мы отыскали с трудом: это маленький закуток в одном из дворов дальнего Засвияжья. На душе почему-то волнительно. Как будто предстоит встреча не с 13-летним мальчиком, пусть и настолько необычным, а по меньшей мере – с президентом.
Мы застали Данила на занятии по ансамблю. Вместе с девочкой Таней, тоже незрячей, они готовятся к выступлению на юбилее школы. Сначала ребята доиграли пьесу, и только потом Наталья Столярова, их преподаватель, пригласила нас к разговору. Как только Данил развернулся, приветливо улыбаясь и совершенно по-детски болтая ногами, весь страх исчез. Бесконечное обаяние юного музыканта победило.
«Я хочу стать великим музыкантом», – впервые эти слова Данил Логинов из Ульяновска произнес лет в пять и повторяет до сих пор. В свои тринадцать он уже успел выступить в разных городах России и Европы.
– Даня, ты боишься сцены или, как истый артист, любишь её?
Данил: – Не то чтобы боюсь. Я волнуюсь. Но выступаю я много, поэтому начал привыкать к публике. К тому же люди в зале бывают с такой доброй энергетикой, что, как только выходишь на сцену, всё волнение пропадает, играть не страшно и даже приятно. Как раз такая публика была на «Щелкунчике».
Данил проводит за инструментом по нескольку часов каждый день, и так – уже семь лет. В первые годы занятий он учился чувствовать инструмент. Наталья Николаевна клала кисть мальчика на свою руку, и так, постепенно, они разучивали пьески. Потом «подключили» и вторую руку, стали разучивать произведения всё сложнее и сложнее, на слух и буквально на ощупь.
Наталья: – Аура там была волшебная. Даже когда мы сидели расстроенные, что не прошли в третий тур, к нам подошли столько людей и сказали столько добрых, искренних слов, что мы растаяли.
– Что же помешало вам выйти в финал?
Наталья: – Мы не совсем были готовы к финалу. Никаких скидок Данилу не делали, и другие участники оказались объективно сильнее. Жюри конкурса – это очень компетентные люди: Екатерина Мечетина, солистка московской филармонии, Александр Гиндин, именитый пианист, итальянский дирижер Фабио Мастранжело, Александра Пахмутова…
Мы даже не надеялись, что вообще попадём на этот конкурс. Но когда узнали, что всё-таки прошли, Даня с таким рвением начал готовиться, что мне даже не приходилось его «пинать».
Сегодня юный музыкант почти виртуозно справляется с инструментом «на слух» и теперь учится читать ноты с листа. Да-да, это возможно, по специальной системе Брайля. Буквы и знаки записываются выпуклыми точками и читаются не глазами, а кончиками пальцев.
– Даня, а тебе не надоедает пианино? Не хочется иногда его бросить и пойти на улицу гулять?
Данил: – Наоборот. Недавно мама кое-как вытащила меня на улицу. Она вздумала идти гулять в то время, как я сел за пианино. Я говорю: нет-нет, идите без меня.
Наталья: – Даня – это такой трудяга! Танюша, к тебе это тоже относится. Это два человека в моём классе, ради которых я вообще работаю. Бывает, другие ученики, лентяи, доведут до такого состояния, что хочется всё бросить и уйти на рынок торговать. Но потом говорю себе: пока у меня есть Данил и Таня – не уйду! Потому что чувствую, что нужна этим детям, и они мне нужны.
Данил играет не только на пианино. Еще раньше, в 4 года, он начал играть на баяне. Еще ходит на занятия по гитаре и хоровому пению. И сам сочиняет музыку.
Мы с ними стали настоящими друзьями, много говорим о жизни, они приходят ко мне за советом. Я думаю о них даже за пределами класса, помимо занятий. Прослушиваю записи, думаю, что нам можно сделать, чтобы зазвучать еще лучше. Подбираю для них индивидуальную программу. Если у этих детей что-то не получается, они никогда не сдаются, не жалеют себя, будут сидеть, пыхтеть и учить. Это сила воли, это характер, это стремление чего-то достичь.
– А характер – это от природы или так воспитали?
Наталья: – Думаю, что воспитание здесь играет большую роль. Бабушка Данила, Любовь Алексеевна, занимается с ним с самого рождения. Однажды в разговоре она сказала: «Данил – это моя лебединая песня». Они играют в такие интересные интеллектуальные, творческие игры! Я даже не слышала о таких.
Данил: – Потому что бабушка сама многие придумывала. Например, моя любимая игра: у нас была книжка по географии, сначала бабушка читала мне её вслух, там рассказывалось о разных странах, о людях, о животных. И потом, когда я всё узнавал про страну, мы сочиняли, как туда добирались, какие с нами по пути случались приключения. В некоторых странах я потом смог уже побывать: в Австрии, Германии, Болгарии, Турции. Мне очень нравится путешествовать.
– Здорово! Я вот не бывала в других странах. Как там?
– По-разному. У каждой страны – свои звуки и запахи, а самое главное – своя энергетика.
Учить нотную грамоту по Брайлю Данил принялся после недавней встречи со знаменитым незрячим композитором из Уфы, Салаватом Незаметдиновым. В начале ноября композитор приезжал в Ульяновск и нашел время встретиться с юными музыкантами.
Узнав о мечте Данила Логинова, он посоветовал мальчику заниматься еще больше, чтобы достичь успеха: не два, а четыре часа каждый день, и научиться самому читать и записывать ноты.
– Данил, я тоже оканчивала музыкальную школу, но вот писать музыку так и не научилась. Для меня это волшебство. Как ты это делаешь?
Данил: – В любой момент у меня в голове может возникнуть мелодия – и сразу ее записываю. Хотя мой преподаватель по композиции советует сначала хорошенько выносить музыку в голове, а потом только писать. Вообще когда я СЛЫШУ музыку, то представляю под нее какое-то действие. Например, как идет дождь.
Музыку вообще нужно представлять, чтобы она звучала как живая. Например, в полифоническом произведении нужно изобразить целый симфонический оркестр. И тогда я жалею, что некоторых инструментов никогда в жизни не ощущал. Кажется, если бы я однажды потрогал виолончель, то смог бы изобразить ее намного лучше.
-Ты ведь последний год учишься в музыкальной школе. А что потом?
– В любом случае буду продолжать заниматься. Потом нужно окончить наше музыкальное училище.
– А после училища?
Данил: – Еще не думал об этом.
Наталья: – Правильно, Данил, не нужно раньше времени улетать к звездам. Работать надо, прежде всего, правильно говоришь. А труд в любом случае даст свои результаты. Как говорил Чайковский, успех – это лишь 10% таланта и 80% – трудолюбия.
Напоследок Данил играет нам отрывок из концерта, с которым выступал на конкурсе. По коже бегут мурашки, забываешь, что находишься в маленьком классе – уносишься с музыкой в свои мечты, в далёкие дали… Данил, жестом настоящего пианиста, плавно снимает руки с клавиш. А мы аплодируем. Стоя, как и обещали.