Василий ГОРОДОВИКОВ
Недавно, после двух лет сплошной бордюризации Ульяновска и укладывания плитки на его тротуарах, мэр Александр Пинков сделал для себя интересное открытие. Он наконец-то разглядел, что в подавляющем большинстве эту работу выполняют приезжие работники из очень теплых стран Ближнего Зарубежья.
Это открытие возмутило отца города. “Кто работает у Иваненко на укладке плиток и борткамня? В основном не русскоговорящие даже! А ведь зарплаты там не малые!” – праведно возмутился на прошлой неделе Александр Петрович.
Причиной негодования мэра стала информация, предоставленная директором Центра занятости г. Ульяновска Николем Лаптевым. Согласно ей, постоянно примерно 35 тысяч жителей Ульяновской области работают вахтовым способом в других регионах России. Из них примерно 25-27 тысяч – жители областного центра. Достоверность этих данных Николай Лаптев определил в 90 процентов. Отсюда и самый низкий за последние годы показатель уровня официально зарегистрированной безработицы – 0,9 процента. Не желая работать за копейки на своей малой родине, ульяновцы массово ищут заработка в других регионах. Кроме того, такая армия кормильцев своих семей – еще и потерянные для нашего города налогоплательщики.
Те, кто по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам или по иным причинам уехать на заработки вахтовым методом не может, но хочет работать, вынуждены довольствоваться либо грошовыми вакансиями в Центрах занятости, либо, почти за те же деньги, подаваться на общественные работы. Но и там они не очень-то нужны. Так, 53 работника “Авиастара”, занятые на общественных работах, убирают территорию своего предприятия. Почти столько же – 52 человека – ежедневно работают в Ленинском районе (как будто Заволжье приведено в порядок). Впрочем, этот парадокс вполне объясним. Ведь Ленинский – центральный, показушный район города. Поэтому сюда, согласно стратегии мэра Александра Пинкова, чтобы содержать главные улицы района в чистоте, стягиваются практически вся техника и почти все работники. Остальные районы остаются почти в первозданном виде.
Небезынтерсна технология организация работы «общественников». В 8 утра они собираются в Новом городе. Оттуда на автобусе их доставляют часам к девяти в центр города. А после 12 часов – обратно. Много ли они наработают за “полезное время”? Перевозка этих работников из Заволжья в центр города влетает ежедневно городскому бюджету в немалые деньги, которых так не хватает на повышение пособий для тех же безработных, для повышения зарплат бюджетникам и на многое другое. А тем временем часть денег, выделенных из городской казны на благоустройство, уплывает в виде немалых, по словам мэра, зарплат в карманы гастарбайтеров, многие из которых, похоже, и тротуар -то впервые увидели в Ульяновске, не то что саму плитку.
Однако такое простое решение, как привлечение к работам по укладке плитки и бордюров местных работников, тех же безработных, почему-то вызывает упорное сопротивление у подрядчиков. Ведь и главы семейств были бы дома, и налогов поступало бы в бюджет больше, и уровень жизни, хоть части ульяновцев, существенно бы повысился. Работали бы местные качественнее: общий уровень квалификации у них выше, да и старались бы для самих себя.
Решить эту проблему для местных властей совсем не сложно. Просто в контракты на выполение работ по укладке асфальта, плитки или бордюров нужно включать пункт, согласно которому должен быть определен у подрядчика жесткий процент количества наемных работников, имеющих ульяновскую прописку. Согласен подрядчик с этим пунктом – получит контракт. Не согласен – ищите работу в другом городе. Разве в мэрии этого не понимают? Вряд ли. Значит, кому-то очень выгодно, чтобы работы выполняли гастарбайтеры с их неизменным результатом. Хотелось бы, чтобы прозрение мэра на этот раз было полным, на оба глаза, и повлекло бы за собой практические шаги по привлечению местной рабочей силы к денежным работам. Или все в очередной раз закончится лишь одноразовым возмущением?
Кстати, а не перегибает ли палку со своей наивностью господин Пинков? Уж ему-то известно, почему предпочтение на дорожно-плиточных работах подрядчики отдают «нерусскоговорящим»? Какие ведомости по зарплатам они подписывают, ведомо немногим. Сколько они реально получают, а сколько получают некие очень даже реальные пацаны?..