Актриса Ульяновского областного драмтеатра Ольга Новицкая показала на сцене студии «Анфан-Террибль» моноспектакль «Урок» по пьесе Роберто Атайяда «Мадам Маргарита». Спектакль родился «с подачи» народного артиста Бориса Александрова, который обратил внимание своей ученицы на эту монопьесу.
О французе Атайяде русский Интернет сообщает только то, что на Западе тот очень популярен. Известно, что в течение двух десятков лет спектакль по пьесе «Мадам Маргарита» играла Анни Жирардо, которая дважды привозила его в Россию. В отечественных театрах пьеса ставилась редко.
Мадам Маргарита – тип закомплексованной училки, в которой уживаются авторитаризм и цинизм, которая в общении с учениками сочетает кнут и пряник (отсюда амплитуда актерской интонации – от тихого зловещего увещевания до повышенных тонов с металлом в голосе). Героиня постоянно обращается к себе в третьем лице («Мадам Маргарита вас спасет») явный признак авторитарных натур.
Как долго она работает в школе, откуда она пришла – из тюрьмы, с панели? В спектакле есть намеки на то и на другое. Во всяком случае, с первых минут Мадам Маргарита проповедует какие-то лагерные принципы тотального подчинения дисциплине. «Вы родились на свет, чтобы слушаться», – говорит она. Школа – ваша семья, а семью, как и родителей, не выбирают, внушает она. Школа как неизбежное наказание и как жизненный ориентир при условии полного подчинения, как предприятие по подготовке к выпускным экзаменам в жизнь – что-то знакомое, не правда ли?
Присуща ли суровая манера общения самой «училке» или ее вынуждают к этому «колючие», малоуправляемые ученики? В спектакле Новицкой роль класса исполняют сами зрители: каждому перед началом раздают школьные тетради и карандаши, просят написать на обложке свое имя и указать: «Класс Мадам Маргариты». Войдя в «класс», Мадам жестом заставляет приветствовать себя, и «класс» встает. Тем самым актриса делает заявку на «открытый театр» и в дальнейшем поддерживает этот способ существования, например, прохаживается вдоль рядов зрителей, которые сидят за письменными столами, кладет некоторым из них за шиворот кусочки льда: «Мадам Маргарита готовит вас к трудностям жизни».
Есть ощущение, что Мадам сама себя назначила учительницей, потому что ей все равно, о чем говорить: вся ее наука сводится к нескольким принципам, похожим на законы джунглей.
Основной принцип биологии – «вы все умрете», смысл истории – «все хотят командовать» и «каждый хочет быть Мадам Маргаритой», главное в математике – деление, потому что «один тибрит блага у другого» (вновь знакомое «отнять и поделить»). Образование – ответственность и привилегия, разглагольствует она, по ее мнению, людей достаточно научить грамоте и потом кормить их романами Дюма. По-своему логично, ведь невежественной массой легче управлять.
Очевидно, пьеса представляет собой антиутопию, правдоподобный абсурд, частично воплотившийся в истории и узнаваемый в сегодняшних реалиях. Недаром героиня многократно повторяет: «Мы будем заниматься чистой наукой, никаких спектаклей». Возможно, под «чистой наукой» подразумевается именно социальный эксперимент. Но Ольга Новицкая играет все-таки не функцию, а человека, причем уязвимого. Ее ахиллесова пята – эпизод из детства или юности, когда она за что-то подверглась экзекуции. Короткая сцена провинившейся девочки, умоляющей не наказывать ее, – одна из самых сильных в спектакле. Она многое объясняет, например, подсказывает, что поведение Мадам Маргариты можно анализировать по Фрейду: накачка авторитета происходит от неуверенности, авторитаризм – от неизбытой детской вины, скабрезности из области телесного низа – от отсутствия личной жизни и подавленного либидо. В какой-то момент создается ощущение, что урок происходит вообще в «психушке», тогда ученики – это пациенты, которых Мадам Маргарита набрала в свой класс.В пользу этой версии говорит «приступ мечты о счастье», который случается с ней. Это еще одна сильная сцена в спектакле: актриса забирается на парту, в круг света, и, возможно, ее героиня в этот момент близка к суициду.
Мадам Маргарита у Новицкой получилась личностью противоречивой. Она мизантроп, любит животных больше, чем людей, терпеть не может своих учеников, но при этом призывает их к добру и справедливости (лицемерие или особое понимание добра?). Она претендует на некую духовность, даже на духовное лидерство, но авторитарные натуры не терпят ни контроля, ни конкурентов, возможно, поэтому она несколько раз спрашивает: «Есть ли среди вас кто-нибудь по имени Иисус? Христос? Святой Дух?». Ибо любой подлинный авторитет смог бы разоблачить в ней самозванку, жалкую, запутавшуюся в жизни девочку.
Посмотрев спектакль два раза, не могу сказать, что я до конца разгадал Мадам Маргариту. В финале спектакля она уходит, босая, оставив в классе все, с чем пришла, уходит в никуда, возможно, из жизни. В таком случае пьеса действительно может быть «психиатрической антиутопией». Сама Ольга Новицкая говорит, что сама еще продолжает разбираться, кто такая Мадам Маргарита. Несомненно одно: Мадам Маргарита была, есть и будет всегда, это самовоспроизводящийся тип.
Сергей Гогин