Трехуровневая система профессиональной подготовки исполнителей на народных инструментах разваливается на глазах, бьют тревогу педагоги-музыканты. Письмо клич о помощи – прислал в редакцию «СК» преподаватель ДШИ № 9 Владимир Синкин.
Владимир Георгиевич поясняет: система подготовки музыкантов складывается из начального (детская школа искусств, кружки в центрах творчества учащихся), среднего (музыкальное училище, училище культуры, музыкальнопедагогический колледж) и высшего (факультет культуры и искусства УлГУ) звеньев. И эта система в Ульяновске, на его взгляд, целенаправленно разрушается. Некогда самостоятельная кафедра народных инструментов факультета культуры и искусства УлГУ стала лишь частью кафедры инструментального исполнительства. Закрыто народное отделение в училище культуры. Нет больше оркестра народных инструментов во Дворце творчества учащихся, которым с 1983 года руководил Синкин.
«Этот коллектив – дипломант зонального конкурса оркестров народных инструментов, победитель областных конкурсов, солисты этого коллектива являлись дипломантами международных и региональных конкурсов и фестивалей, – пишет педагог. – На базе этого коллектива проходили практику студенты народного отделения музыкального училища, а участники этого коллектива поступали в музыкальное училище, училище культуры и музыкально-педагогический колледж». Ученики Синкина сейчас играют в Ульяновском государственном оркестре русских народных инструментов, преподают в музыкальном училище: Светлана Крайник, Дмитрий Яковлев, Владимир Никонов, Илья Синкин, Владимир Кукормин… «Но больше Дворец детского творчества не поставит ни одного абитуриента!» – сетует Синкин.
«Мы тихо умираем», – констатировал на «круглом столе», организованном народниками в музучилище, заведующий народным отделением Ульяновского музыкального училища, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, профессор УлГУ Евгений Тейтельман. В настоящий момент на народном отделении в музыкальном училище занимаются 22 студента. В этом году в училище поступил только один баянист. На все четыре курса – всего одна балалаечница. «Кстати, раньше она занималась у меня в оркестре», – добавляет Синкин. Нужно тесное взаимодействие с начальным звеном, а оно уничтожается, – таково мнение городских преподавателей. Дети играют на старых инструментах, возраст которых не меньше многолетнего педагогического стажа преподавателей. «Да и как советовать своим ученикам такое, чтобы они после окончания музыкального училища вели нищенское существование, – пишет Синкин. – Оклад, который ввели преподавателям ДШИ с 1 июня 2011 года, составляет 4697 рублей! А преподаватели музыкального училища получают еще меньше. Им приходится подрабатывать на двух-трех работах, чтобы заплатить за квартиру, доехать до работы и содержать семью. Посмотрите, какое отношение к нам, преподавателям? Что из того, что я подготовил столько учеников? До этого никому нет дела. Ни от кого нет ни помощи, ни внимания».
Анна Школьная