Священный трепет при посадке в маршрутную «Газель» и волнующий процесс поездки в ней знакомы, пожалуй, каждому горожанину.

Тем более что маршрутки являются практически монополистами в плане пассажирских перевозок, ибо рейсовые автобусы ездят какими-то неведомыми (читай — невостребованными) путями, а по трамвайному парку давно пора справлять гражданскую панихиду.
Вернемся же к нашим баран… маршруткам. То, что ездить в них иногда неудобно, а порой откровенно страшно, секрета не составляет ни для кого. В том числе и для сотрудников ГИБДД, а также областного министерства промышленности и транспорта, которые в сотрудничестве друг с другом проводят рейды, их цель — предупреждение аварийности на пассажирском транспорте и усиление транспортной дисциплины среди автоперевозчиков.
Собственно говоря, делается это в рамках всероссийской оперативно-профилактической операции «Автобус», во втором этапе которой приняли участие в прошлую пятницу журналисты «Народной газеты».
Проверка на «шинность» и прочие параметры заняла полчаса. С 14.30 до 15.30 на остановке «Ул. Репина» проверялись маршрутки, следующие с севера в центр города. На предмет соответствия нормам пассажирских перево­зок инспектором ГИБДД (при участии представителей СМИ) освидетельствовано порядка 15 «Газелей».
— Вот вам и основные виды нарушений, — комментировала по ходу дела инспектор по пропаганде ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску лейтенант полиции Лилия Шайхлисламова. — Ремни безопасности, нарушение скоростного режима, отсутствие средств навигации…
Один из пассажиров даже добавил: «Нас тоже надо оснащать средствами навигации, чтобы, когда водитель рвет с места, а ты летишь в другой конец салона, не травмировать ближних». Еще один бич: помимо «летающих» пассажиров маршрутчики не гнушаются возить и стоящих. Видимо, жажда заработать напрочь отбивает в водителях чувство ответственности за людей в салоне. А уж приобщение пассажиров к высокому искусству — громко орущее радио «Шансон» — вообще отдельная «песня». Несколько человек, стоявших на остановке, так прокомментировали сие явление: «Понимаете, они ведь проезжают мимо остановок, не слыша просьб из-за музыки, а потом возмущаются, мол, громче кричать надо». Разумеется, музыку запретить никто не может, но наслаждаться ею, как выяснилось, водитель-меломан может лишь в том случае, если не возражают пассажиры. И еще. Водителям маршрутных такси запрещено во время движения разговаривать по сотовым телефонам. А теперь, граждане пассажиры, поднимите руку, кто ни разу не видел маршрутчика, одной рукой держащего телефон, а второй кое-как управляя машиной…
Итого. В тех маршрутках, что мы осмотрели в процессе проведения рейда, обнаружилась масса любопытных вещей. В одной газовые баллоны были расположены под пассажирскими сиденьями, на что водитель развел руками, мол, я второй день работаю, ничего, дескать, не ведаю. Второй «не ведал» о том, что правилами запрещено завешивать шторками окна, кои, пыхтя, сдирал на глазах многочисленной публики. Третьему водителю аки страшная тайна открылось то обстоятельство, что задние двери нельзя заклинивать наглухо, поскольку они могут быть использованы как аварийный выход. Ремни безопасности почти у всех невозможно было вытащить, ввиду того, что те были заблокированы. А уж про отсутствие аптечки и нечитаемые номерные знаки и говорить не приходится.
По словам главного консультанта отдела автотранспорта регионального министерства промышленности и транспорта Игоря Ершова, подобные акции проводятся постоянно. Хотелось бы, чтобы из этого извлекали уроки не только водители, но и владельцы маршрутов, которым также нелишне вспоминать, что, выпуская на линию «дефективное» авто, они рискуют здоровьем и жизнями людей.

Сергей Алёшин