На этой неделе в мэрии состоялось заседание рабочей группы по разработке стратегии социально-экономического развития Ульяновска до 2020 года. Главная цель этого значимого документа – существенное повышение уровня жизни горожан.
Разработчиком стратегии, которая должна определить важнейшие перспективы развития города на ближайшие годы, выступило ОГУП «Агентство стратегического консалтинга». Вкратце представим основные положения этого достаточно объемного документа.
Что имеем сейчас
Итак, первый раздел посвящен, так сказать, актуальному положению дел в нашем городе. Другими словами, рассматриваются проблемы и достижения Ульяновска, основные условия «старта для развития», без учета которых невозможно вообще говорить о каких-либо планах и стратегиях.
Среди городских достижений называется стабильная работа крупнейших промышленных предприятий, активная инвестиционная деятельность, выгодное географическое положение, развитая сеть транспортной коммуникации (в том числе – благодаря наличию двух мостов через Волгу), наличие различных достопримечательностей и многое другое.
Основные проблемы Ульяновска рассматриваются в сравнении с другими городами России и мира, причем за основу сравнения берутся критерии «города европейского уровня». В первую очередь имеются в виду такие факторы, как развитие человеческого потенциала, уровни экономического роста и занятости, размеры бонусов и социального пакета, средняя зарплата, стоимость потребительской корзины, плата за жилье, размер налогов, стоимость городского транспорта и т.п.
Прежде всего, к основным проблемам Ульяновска относится убыль населения – как в результате миграционного оттока, так и снижения рождаемости. Несмотря на положительные изменения последнего времени, мы, например, по-прежнему остаемся городом-донором рабочей силы для других территорий.
По уровню минимальной заработной платы Ульяновск также пока находится далеко не на «европейском» уровне (хотя и в этом отношении мы немного обгоняем общероссийские показатели). Вот некоторые цифры: два года назад официальная минимальная зарплата в России соответствовала 97 евро; при этом, например, в Москве в 2009 году минимальный заработок равнялся 7650 рублей (213 евро), в этот же период в Ульяновске – 3900 рублей (108,6 евро). В то же время в Европе этот уровень в 2009 году составлял: в Люксембурге – 1642 евро, Ирландии -1462 и Бельгии – 1387. А самый низкий уровень минимальной зарплаты в Евросоюзе в пересчете на евро зафиксирован в Болгарии (123 евро) и Румынии (153). В общем, Ульяновску есть к чему стремиться в этом отношении.
Возьмем еще один параметр – потребительскую корзину. Допустим, в Лондоне она состоит из 650 продуктов и услуг, в Ульяновске – лишь из 164 (понятно, что стоимость этих «корзин» сопоставлять не имеет смысла).
Цели на будущее
Какие же перспективные и одновременно – конкретные цели ставят перед нашим городом разработчики стратегии развития?
По мнению авторов этого документа, для того чтобы Ульяновск стал городом европейского уровня, необходимо к 2020 году обеспечить следующее: предполагается, что в городе будут проживать 675 тысяч жителей; ожидаемая продолжительность жизни достигнет 73 лет; среднемесячная начисленная заработная плата составит около 2 тысяч долларов США. При этом доля населения с низкими доходами не превысит 10 процентов от общей численности, а общий уровень жизни в городе будет таким, что Ульяновск начнет привлекать ежегодно до 15 тысяч мигрантов – квалифицированных специалистов трудоспособного возраста. Наконец, в структуре валового регионального продукта (ВРП) станут преобладать услуги (на сегодняшний день они приносят не более 30 процентов), а число туристов достигнет 1,2 млн. в год.
Как указывают разработчики проекта стратегии, для общего повышения уровня социально-экономического развития Ульяновска необходимы, прежде всего, создание новых предприятий, улучшение условий труда, развитие конкурентоспособных отраслей промышленности, а также социальной и городской (в том числе, транспортной) инфраструктуры.
Отметим, что в настоящий момент, по данным рейтингового агентства “Fitch Ratings”, Ульяновск характеризуется относительно низким уровнем обеспеченности населения жильем и личными автомобилями, невысоким уровнем ВРП (в расчете на человека), а также неполной занятостью горожан.
Соответственно, уже в 2015 году мы должны догнать европейские города по обеспеченности жильем и личным автотранспортом.
Что касается показателей качества жизни ульяновцев, то наиболее близки к европейскому уровню общий коэффициент рождаемости и отношение «минималки» к начисленной зарплате. В том же 2015 году Ульяновск собирается приблизиться к Европе по показателю «соотношение браков и разводов» (4 к 1). К финишному 2020 году наш город должен сравняться с городами Евросоюза по росту доли сферы услуг в экономике (75 процентов), отношению пенсии к начисленной зарплате, уровню «минималки» и доступности жилья для населения.
Выводы и сценарии развития
Центральным разделом проекта стратегии является описание приоритетных направлений социально-экономического развития – с конкретными сценариями и целями. К примеру, в проекте подробно проанализирована транспортная инфра-структура города – в том числе, рассмотрены причины возникновения заторов на дорогах, а также названы те участки ульяновских магистралей, на которых можно прогнозировать появление «пробок» в недалеком будущем.
В частности, любопытен вывод по пассажирским автотранспортным перевозкам: «Многие маршруты дублируют друг друга (коэффициент наложения маршрутов достигает 7) и проходят по одним и тем же улицам, при этом значительно повышается транспортная загрузка городских улиц, возникают заторы, особенно в центральной части города. Отсутствует общая диспетчеризация большинства имеющихся маршрутов, за исключением маршрутов ОАО ПАТП-1».
Кстати, удобство маршрутной сети Ульяновска сами горожане в большинстве своем оценили на «удовлетворительно» (40,2 процента) и «хорошо» (37,6 процента).
Интересны и итоги рассмотрения сферы городского ЖКХ. По мнению разработчиков стратегии, переход жилищно-коммунального хозяйства от бюджетного дотирования («советского варианта») к оплате услуг в полном объеме потребителями возможен только при условии опережающих темпов роста доходов граждан (по отношению к росту цен на услуги ЖКХ). В ином случае бюджетной дотации не избежать, что, кстати, сейчас и происходит в городе, правда, в косвенной форме – например, через муниципальные и федеральные программы, направленные на капремонт домов, реконструкцию крыш и т.д.
В итоге в проекте стратегии предлагаются два сценарных плана развития Ульяновска до 2020 года – инерционный и инновационный. Первый основан на умеренном прогнозе развития российской экономики и инерционном развитии городской экономики. Это продолжение реализации сложившейся модели развития города. Второй базируется на ускоренном росте экономики, более высоких показателях спроса на продукцию организаций основных отраслей Ульяновска, а также концентрации усилий на развитии науки и образования.
В предложенном варианте стратегии подробно анализируются положительные и отрицательные стороны обоих сценарных планов, а также предлагается поэтапное развитие каждого конкретного социально-экономического направления и кластера.
Авторы проекта ждут предложений от ульяновцев: у вас есть шанс повлиять на будущее родного города. До 16 декабря любой горожанин может направить свои предложения и замечания для возможной коррекции проекта стратегии. Для этого достаточно отправить письмо на электронный адрес: ogup.ask@mail.ru (с самим же проектом можно ознакомиться по следующей ссылке: http://ulmeria.ru/content/2020-1).
Хомяченко Юрий
Сценарий Инновационный- произвести смену элит, оставив нынешней существующие кормушки, законодательно ограничить вход существующих элит в новые модели экономики. Налоговые реформы приводящие к прозрачности, допуск на региональные рынки принципиально новых видов бизнеса.
Сценарий Инерционный- оставить действующую элиту, расширить существующие кормушки, законодательно ограничить допуск к кормушкам новым игрокам. Налоговую систему сделать более фискальной, более коррумпированной, новые виды бизнеса развивать только на общеклановом собрании, превратиться в центр по обслуживанию зажиточных регионов.
Дебилы, в США обсуждают планы развития 2061 года, в Росси есть проект «Россия-2045», а тут решается вопрос кто до 2020 года остается у кормушки.
Wn
Туристов они захотели, да еще 1,2 млн. в год!
Их надо чем-то привлекать, а чем?
Начать даже с транспорта – в речном порту решетка на набережной. Да и самой набережной практически нет, и доехать туда не на чем.
Все теплоходы круизные мимо идут, и местных линий нет. О каком развитии можно говорить вообще?
И куда ни посмотри, везде так.
просто проходил мимо
короче бла- бла- бла.