Открыл свои двери для посетителей после капитального ремонта музей “Метеорологическая станция Симбирска – Планетария”, входящий в состав Государственного историко-мемориального музея-заповедника “Родина В.И. Ленина”.
Посетители и гости, пришедшие по этому случаю на праздник в музей, ахали от восхищения. Из взорам предстали уютные и красивые залы с лепниной,паркетом, новыми люстрами и гардинами. В этих интерьерах более эффектно стала смотреться экспозиция по истории метеорологических наблюдений в России и Симбирске. Преобразился и мини-планетарий, единственный, к слову сказать, в Ульяновске. Здесь стала как-то особенно остро ощущаться бесконечная загадочность Вселенной.
Собравшимся представили уникальную выставку «Лики небес» со звездными картами неба, титульными листами атласов и гравюрами XVII-XVIII веков. Они из частной коллекции Андрея Кусакина, члена-учредителя Московского клуба коллекционеров изобразительного искусства, российского представителя международного Лондонского общества коллекционеров карт.
Андрей Леонидович – давний друг музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». В 2009 году другая часть его собрания была показана на выставке «Народы Поволжья в графике и прикладном искусстве XIX-XX веков» в «Выставочном зале на Покровской».
Карты Кусакин с увлечением собирает уже лет 15. Когда он увидел в антикварном магазине за границей первую старинную карту, то, по его собственному признанию, пришел в восхищение от того, сколько искусства, знаний и любви вложено в ее создание. Вот эту гармония научности и художественности коллекционер и ценит более всего в своих «любимцах».
Самая старинная гравюра в экспозиции – титульный лист книги «Звездный атлас, или Космическая гармония» Андреаса Целлариуса 1660 года выпуска. Андрей Кусакин считает, что за всю историю звездной космографии не было более красивого издания. Рисунок титула раскрашен с большим вкусом. На нем изображены семь знаменитых географов, картографов и астрономов своего времени, окруживших древнегреческую богиню астрономии и небесного свода Уранию.
Этими и другими картами пользовались в своих путешествиях мореплаватели. Поистине бесценной была для них «Карта ветров» XVIII века, составленная на шести языках Тобиасом Конрадом.
Она великолепно художественно оформлена: головы белокожих и чернокожих стариков и юношей символизируют разные ветры.
Вписывается в тему выставки и графика с ироническим взглядом на астрологию, которая в прошедшем тысячелетии была еще в силе, да и в веке XXI способна кое-кому задурить голову. Сюжет гравюры Джона Рафаэля Смита «Доверчивая дама и астролог» (XVIII век) таков: важный звездочет в восточном одеянии, с заспиртованными гадами на полках над головой что-то со значением вещает слишком легковерной леди.
В это день в музее метеорологии установилась прекрасная «погода», располагавшая к щедрости. Андрей Кусакин сообщил, что передает в дар музею-заповеднику гравюру «Образование смерчей и формы снежинок», напечатанную в Париже в 1760-е годы. Другой подарок привез из Москвы ульяновский краевед Сергей Петров. Это прижизненное издание научных трудов нашего земляка, известного советского астронома, геодезиста и картографа Владимира Каврайского, которое прислала его вдова.
Было много комплиментов в адрес самих музейщиков. Не смог удержаться от них даже растроганный увиденным министр искусства и культурной политики Ульяновской области Геннадий Журавлев, который сказал: «Вы не перестаете удивлять своим желанием оставить человечеству колоссальное наследие!».

Ирина Морозова