События, связанные с переменами в городской власти, всколыхнули Ульяновск. В минувшую среду появились сообщения, что избранный всенародно мэр Александр Пинков подал в отставку по собственному желанию. Ни от кого не ушел прозрачный намек на связь этого шага с низким процентом, который взяла «Единая Россия» на выборах в Ульяновске. Далее последовало заявление Пинкова «не волноваться» за него, так как он приглашен на работу в региональное правительство заместителем губернатора. И это сообщение не оставило ульяновцев безразличными. Дело касается всех, потому что по новому уставу города мэра у нас больше не будет. Будет глава Ульяновска, избранный из числа депутатов Гордумы ими самими. «На хозяйство» назначат сити-менеджера.
Оценить ситуацию мы попросили нескольких человек, которые не раз давали на страницах «Симбирского курьера» точные прогнозы и расставляли понятные всем акценты. Они высказали свое мнение.
А уже в воскресенье стало известно, что президиум политсовета регионального отделения «ЕР» рекомендовал городским депутатам-партийцам голосовать за Марину Беспалову в качестве нового главы города. Решится вопрос завтра тайным голосованием Гордумы. И это будет уже следующая глава из жизни нашего города.


«Личные счеты»

Геннадий Демочкин, литератор, краевед, автор издательского проекта «Антология жизни»:
– Отставки господина Пинкова я ждал уже давно, потому что разочаровался в нем как в мэре буквально с первых его шагов. В какой-то момент, наблюдая очередную его «новацию», я мысленно стал загибать пальцы, фиксируя свои «личные счеты», оплатить которые Пинков не сможет уже никогда.

Первый «счет» – это безумная вакханалия с дорожными бордюрами, когда вечный гранит увозился в неизвестном направлении, а на его место (и не только) ставилась сомнительная керамика.

Второй «счет» – это решетки на улице Гончарова. То, что народ не простил Колбину (это он начал их сносить), никогда не будет прощено Пинкову.

Третий «счет» – попытка убрать с центральных улиц трамваи. Чтобы пойти на это, надо было быть безумцем. (Но на безумца господин Пинков не похож.) Четвертый «счет» – варварски «облагороженный» Гончаровский сквер.

(Не знаю, как коренные горожане это стерпели.) Ну и пятый «счет» – никогда не прощу, что в мэрство Пинкова ликвидированы киоски на улице Гончарова и магазин «Аквариум».

По поводу механизма отставки. Все выглядело логичным до тех пор, пока я не узнал, куда уходит господин Пинков.

Когда стало известно, что он вновь займет кресло первого зампреда облправительства, я страшно возмутился. Ничего себе наказание за плохие результаты выборов! Подумалось: как же нагло и беспардонно стала вести себя власть! Никакой оглядки на общественное мнение, на то, что скажут люди.

Впрочем, мы сами позволили власти так себя вести.

«Подводит тысячи людей, отдавших ему на выборах голоса»
Валентин Бажанов, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор.

– Меня не особенно интересовало (и не интересует), кого действующая власть поставила (поставит) руководить городом. Недавняя отставка мэра – событие для меня также малоинтересное: власть не предлагает нетривиальных действий.

Однако меня попросили это событие прокомментировать. И вот какие суждения у меня (как «стороннего» наблюдателя) напрашиваются.

Начну с общих соображений.

Любая социальная система будет эффективно работать, если существует обратная связь между ее элементами. Это своего рода «закон природы» (который не обманешь). В данном случае речь идет о мэре, соответствующих структурах и горожанах, которые на следующих выборах могли бы исправить свои ошибки, когда они убедились бы в том, что мэр этих надежд не оправдал. Что они неоднократно, кстати, и делали.

Сравнительно недавно горожане (хотя и в условиях действия так называемого административного ресурса) выбрали мэра, то есть доверили ему управление городом на срок его полномочий.

В процессе работы мэр мог заболеть, понять, что не тянет на столь ответственную работу, осознать, что ноша (городской) власти для него слишком тяжела. В одном из этих (или иных) вариантов мэр может подать в отставку. Его право. Однако в случае добровольной отставки он уже, как мне кажется, не имеет морального права переходить на иную работу во властных структурах. Баллотируясь на должность мэра, он брал перед голосовавшими за него горожанами ответственность за их (и всего города) благополучие. Он поручался, что пребывание во власти сможет обеспечить это благополучие более эффективно, нежели иные его (бывшие) соперники.

Если он оставляет должность мэра и, как говорят, возвращается в правительство (то есть во власть), то тем самым он, мягко выражаясь, подводит тысячи людей, отдавших ему на выборах голоса, а вся эта история фактически оказывается спланированной (не поворачивается язык назвать ее «тщательно продуманной») акцией «Единой России», которая, помнится, еще до выборов мэра отстаивала необходимость введения должности так называемого сити-менеджера.

Насколько могу судить, ситименеджер, который фактически будет исполнять обязанности мэра, никоим образом не будет зависеть от вверенных ему «Единой Россией», контролирующей Думу, горожан. Горожане в случае его неудовлетворительной работы не смогут как-то повлиять на срок его пребывания у власти. Это означает, что даже слабая обратная связь между властью и обществом будет демонтирована.

Маловероятно, что управление городом сити-менеджером будет эффективным (в смысле благополучия симбирян и симбирянок). Без соответствующей селекции можно рассчитывать лишь на удачу: вдруг выбор падет действительно на умелого человека.

Однако, как показывает опыт, нынешняя власть предпочитает послушных и тем самым удобных для нее, а не независимых и самостоятельных, готовых, возможно, пойти на риск, проявить активность и показать свою эффективность.

P.S. На следующий день после того, как был написан текст выше, я случайно услышал, что на должность руководителя города планируется Марина Беспалова. Обще ние с Мариной Павловной в качестве проректора по экономико-правовой работе УлГУ (не столь уж, впрочем, частое) оставило у меня вполне положительное впечатление: это человек вполне разумный, договороспособный, доброжелательный.

Поэтому, возможно, будет сделан наиболее удачный (из всех мыслимых вариантов) выбор. Однако, таков ли он на самом деле, мы сможем сказать минимум через пару лет. Если же Марина Павловна действительно станет руководителем города, то пожелаю ей самостоятельности. Надеюсь, что она составит свою «команду» из компетентных (а не жуликоватых и проворных) специалистов.

Досада на власть
Исаак Гринберг, предприниматель, профессор, доктор технических наук, лауреат Госпремии СССР, заслуженный изобретатель, сопредседатель общественно-политического движения «За достойную жизнь».

– Услышав о смещении с поста мэра города Александра Петровича Пинкова, я испытал досаду. Досаду на власть. Очевидно, что Пинкова убрали.

Очевидно, что сигнал пришел сверху. Очевидно, что за результаты выборов, на которых партия власти – «Единая Россия» – набрала в Ульяновске всего 29 с небольшим процентов.

Но при чем тут Пинков?!

Он не возглавлял штаб «Единой России». Он не вел предвыборную кампанию. Он отвечал за город, как и раньше. И тут, конечно, есть вопросы. Если бы Пинкова отправили в отставку (а это, несомненно, отставка, в какой бы форме ее ни преподносили общественности) за безобразный ремонт ульяновских дорог, за бордюры, за беспредел коммунальщиков, за холод в квартирах горожан, да за какой угодно непорядок в городе, это было бы объяснимо. Но Александр Петрович «пострадал» в данном случае невинно. И именно это вызывает досаду по отношению к решению власти.

И еще один момент. Я заслуженный изобретатель. Но даже я не придумал бы такой конструкции, какую применили к Пинкову. В среду вечером появилось написанное им заявление об уходе по собственному желанию (говорят, заготовлено оно было заранее, оставалось только дату проставить, и тут нашелся повод). Все порядочные люди ахнули: своих сдают. Назавтра выяснилось, что не сдают, а, наоборот, приближают, уводят от удара, берут назад в правительство, да еще и смотрящим за городом. В шахматах это называется «вилка».

И тут настало время ахнуть во второй раз. Выходит, сдают не «своих», сдают нас с вами. Власть еще раз прилюдно и цинично сама себя разоблачила. Это, собственно, и есть, на мой взгляд, главный вывод из истории с Пинковым. Теперь можно не сомневаться, что с учетом всего сказанного 4 марта за власть проголосует еще меньше ульяновцев.