Трех невыношенных жеребят скинули в конце ноября – начале декабря лошади племенного конезавода «Лавинский», что в Сурском районе.
85 лошадей, 79 из которых – русские рысаки, находятся в полуголодном состоянии и доведены до истощения. Какова будет судьба целого табуна, неизвестно. 13 декабря утром конюшня кормами на вечер не располагала.

Вся надежда – на милосердие местных хозяйственников.

На заседании комиссии по вопросам взаимоотношений человека и животных, прошедшем 13 декабря, конкурсный управляющий конезавода «Лавинский» Николай Корчагин рассказал, что вина в сложившейся ситуации полностью лежит на собственнике конезавода и прилегающих земель – территориальном управлении Росимущества по Ульяновской области. По его словам, его конфликт с чиновниками ведомства начался еще в 2007 году, когда Корчагин был назначен управляющим и взялся за возрождение коневодства.

Тогда на заводе было всего 25 рысаков, и Корчагин начал выращивать корма на пашне, в течение шести лет простоявшей без дела, но чиновники Росимущества обвинили управляющего в незаконности действий.

Корчагину удалось найти потенциального инвестора – компанию «Мордовцемент», а именно – ООО «Агро-Гулюшево», с которым был заключен договор аренды и которое поставляло корма для животных.

Однако в апреле 2011 года, когда Росимущество признало действия арендатора незаконными, «Агро-Гулюшево» вывезло все корма с территории конезавода и привозило их небольшими порциями. В течение более чем полугода животных кормили буквально «с колес», зачастую не успевая проверить качество сена, соломы или становившегося все большей редкостью овса. Наученный горьким опытом, Корчагин в 2011 году заключил с руководством «АгроГулюшево» новый договор, в котором прописано, что, выращивая урожай на арендованных землях, арендатор обязуется оплачивать работу сотрудников конезавода и завезти полный объем корма на зимний период 2011-2012 года вне зависимости от доходности предприятия. Однако это условие арендатор не выполнил и до 13 декабря привозил корм небольшими партиями, от случая к случаю. Позвонив Корчагину во время совещания, директор «Агро-Гулюшево» Александр Димитриенко заявил о прекращении поставки корма… В этой ситуации Корчагин выглядел бы настоящим героем, сражающимся, с его же слов, за «политику государства по сохранению земледельчества и скотоводства». Если бы за полтора часа заседания не стало понятно, что управляющий о чем-то не договаривает, а в чем-то выглядит не совсем компетентным. Так, заявив о том, что у него «есть инвестор, готовыйзаниматься в Ульяновской области коневодством», и назвав при этом «Агро-Гулюшево», он в ходе разговора признался, что, по-видимому, инвестор более заинтересован в землях, чем в конеферме. И что будет с животными, если Росимущество всетаки позволит продать конезавод вместе с землями, никто не знает. В 2011 году, сошлись во мнении Корчагин и начальник конной части «Лавинского» завода Александр Родионов, пашня дала такой урожай, что его десятой части было бы достаточно для того, чтобы в течение года кони жили в сытости.

В этом году поголовье фермы было доведено до 120 лошадей, 35 из которых по осени продали. Спрашивается, на что были потрачены вырученные средства? Остался без ответа и вопрос председателя комиссии, ветврача Ольги Даниловой, о том, почему годовалые жеребята продавались по низкой цене – 25-30 тысяч рублей, тогда как другие конезаводы продают русских рысаков по цене до 350 тысяч. А когда зашла речь о том, какой объем кормов необходим до 1 мая и каковы цены на них, оказалось, что Корчагин имеет об этом довольно смутное представление.

«Вы далеко, – подначил его Родионов, – а я каждый день к лошадям хожу и смотрю им в глаза…».

8 декабря на конезаводе была проведена проверка, в результате которой выяснилось, что запас кормов есть всего на шесть дней. При биохимическом анализе крови животных обнаружилось снижение необходимых для жизнедеятельности микроэлементов. 40 процентов маточного поголовья и 30 процентов молодняка истощены. Документы отправлены в межрайонную природоохранную прокуратуру для привлечения управляющего к административной ответственности. О моральной ответственности перед животными говорила главный ветврач области Нина Пелевина. Она заявила о том, что сегодняшнее положение лошадей граничит с издевательством, и в данной ситуации гуманнее было бы продать животных мясокомбинату. В состоянии истощения, без необходимых прививок, лошади не выживут, если вспыхнет эпидемия.

Сетовала она и на то, что для нашей области с нынешним урожаем в 1 миллион 200 тонн, продавая при этом десятки тонн зерна в Саудовскую Аравию, иметь голодных лошадей – позор. Излишки зерна весной начнут гнить. Ветврачи и экологи сошлисьв одном: конезавод нужно спасать, поддерживает их в этом решении и региональный минсельхоз. По словам заместителя начальника отдела животноводства и племенной работы минсельхоза Игоря Мартынова, с согласия министра ведомства вчера должны были быть разосланы письма и сделаны звонки в областные хозяйства с просьбой обеспечить «Лавинский» кормами.

Для того чтобы до 1 мая 2012 года лошади были сыты, необходимо по 100 тонн овса, сена и соломы. Со своей стороны, экологическая палата также свяжется с хозяйствами региона с той же просьбой.

Как стало известно «СК», усилиями экологов и регионального минсельхоза корма в «Лавинский» привезли. Сена и соломы хватит на десять дней, овса – на месяц. Однако это лишь временная помощь животным, поэтому экологи и ветврачи намерены контролировать ситуацию до победного конца. Каждые десять дней комиссия по вопросам взаимоотношений человека и животных будет собираться и изучать результаты анализов крови лошадей, отслеживать, обеспечены ли они кормом.

Ближайшее заседание назначено на 26 декабря, на котором обещают быть специалисты Росимущества, которые заявили о готовности возбудить дело о жестоком обращении с животными.

Анна Школьная