На прошедшей неделе премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2012 год. По замыслу чиновников, эта мера помогает обеспечивать стабильность цен на фармрынке и гарантирует доступность лекарств для малообеспеченных граждан. Правда, приходится сомневаться в том, что чиновники радеют о здоровье этой категории граждан.
Перечень утвержден с опозданием на два месяца установленного самим же правительством срока. В результате, как утверждают эксперты, в январе с прилавков аптек, в том числе и ульяновских, могут исчезнуть некоторые жизненно важные лекарства, которые впервые вошли в утвержденный перечень ЖНВЛП.
По мнению специалистов Минздрава РФ, для того, чтобы аптеки после нового года имели право продавать лекарства, фармпроизводители должны как можно скорее подать в Минздрав заявки на регистрацию предельных цен на эти медикаменты.
Однако, как сказал «Российской газете» глава Ассоциации Российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев, многое зависит и от оперативности Минздрава и ФСТ. «Мы нацелены провести процедуры регистрации цен до 1 января 2012 года. Мы надеемся, что не менее оперативно и слаженно сработают Министерство здравоохранения и социального развития РФ и ФСТ. Это позволит снизить возможную дефектуру препаратов в аптеках и не сорвать поставки препаратов по госконтрактам”, – считает Виктор Дмитриев.
До тех пор, пока их заявки не будут удовлетворены, несколько сотен наименований лекарств будут изъяты из ассортимента аптек и будут лежать в подсобках, ожидая разрешения на продажу.
Но это не одна проблема, которая ждет потребителя в следующем году. Фармпроизводители, особенно отечественные, рассчитывали, что цены на препараты, признанные жизненно важными, будут перерегистрированы с учетом инфляции. Однако этого не произошло, возможно, чтобы не допустить социального протеста из-за недовольства подорожанием лекарств. По данным экспертов, которые приводит РИА Новости, в 2011 году на препараты, которые не входят в список ЖНВЛП, индекс цен вырос на 6%, тогда как на препараты из списка индекс цен вырос всего на 1,5% за счет колебаний валюты. По законам рынка, если с ростом инфляции не повышается цена на товар, то производство может стать нерентабельным и производитель прекратит выпускать этот товар. Искусственное сдерживание роста цен на лекарства вопреки росту инфляции может привести к тому, что российским фармпроизводителям будет невыгодно производить лекарства из перечня ЖНВЛП, а зарубежным – ввозить их в Россию. Или фармкомпании будут поднимать цены на те препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП, чтобы компенсировать свои убытки по лекарствам из списка.
Плюс ко всему процедура включения того или иного лекарственного средства в перечень ЖНВЛП осталась по-прежнему непрозрачной и обрастает все большим количеством слухов.
Но это, по мнению профессора, заместителя председателя Формулярного комитета РАМН Павла Воробьева, тоже не главное. Как он объяснил для «Независимой газеты» главное в другом: «Непонятно, для чего вообще нужен такой перечень. Это не перечень, по которому обеспечивают лекарствами малоимущих граждан, так называемых льготников. Нет, там свои списки. Не нужен он и для госзакупок, при которых тоже не используется. Оказывается, он нужен для «регулирования» цен. Это советский атавизм – отрегулировать цены. Для чего? Чтобы народ платил за лекарства цену, установленную чиновником. В цивилизованном мире государство устанавливает цены на препараты, которые само и оплачивает. А у нас регулируют цены в чужом кармане. Результат – падение отечественного производства жизненно необходимых лекарств, которое стало нередко убыточным». По результатам опроса ВЦИОМа каждый пятый россиянин вынужден отказываться от покупки нужных препаратов. Нигде в цивилизованном мире пациент не платит за лекарства полную стоимость – большая часть ее возмещается государством или страховыми компаниями. Необходимость введения лекарственного страхования в России обсуждают уже чуть не 10 лет. Обещали, что сделают это после принятия закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). Закон приняли. Приняли и закон об охране здоровья, без которого, по уверениям Минздравсоцразвития, закон об ОМС не будет работать. А лекарственного страхования нет как нет. Вместо него – перечни и списки.
Справка
В перечень ЖНВЛП 2012 года включено 567 препаратов по международным непатентованным наименованиям, в том числе 29 препаратов – впервые.