На днях я убедился, что человек может сделать свое имя брендом, который будет привлекать других людей практически без рекламы.

В прошлое воскресенье зал областной филармонии на 430 мест был набит битком. Многим мест не хватило, и люди сидели в проходах на дополнительных стульях. Аншлаг собрал не поп-рок-концерт и не писатель-юморист типа Задорнова. Это был концерт хоровой музыки. Причем выступала не всемирно известная капелла, а два ульяновских хора – «Sanctus» под управлением Зинаиды Рогожиной (хор лютеранской кирхи) и «Cantus Firmus» под руководством директора ДШИ №10 Александра Додосова (на снимке). Кульминацией вечера стало исполнение фрагментов красивейшей мессы Карла Дженкинса «Вооруженный человек» в сопровождении органа (Александр Титов). Сводным хором дирижировал Додосов.

А теперь представьте: воскресенье, вечер, погода отвратительная мороз с сильным ветром, метель, и несмотря на это – полтысячи человек в зале! Никто вроде палкой не гнал и денег не сулил, как «нашистам» на прокремлевских пикетах. Широкой рекламы в городе я не видел. Да, билеты продавались по демократичной и оттого привлекательной цене 70 рублей. Сам же я «клюнул» в первую очередь на имя Додосова, потому что мне интересно то, что он делает. Из беседы со знающими людьми стало ясно, что большинство пришло по той же причине.

Во-первых, часть аудитории составляли родственники и друзья хористов, и это объяснимо: вокруг любого хорошего дела создается живая социальная сеть, только в случае Додосова эта сеть обширна и устойчива («Cantus Firmus» – один из множества хоров в ДШИ №10). Во-вторых и главных, работает само имя Александра Додосова, который нас успел приручить и приучить: если выступает его коллектив, то будет что-то интересное.

А теперь вспомните лихорадочные, беспорядочные поиски бренда Ульяновска и Ульяновской области: столица того, столица сего… Три бюджетных миллиона потрачено на изобретение слогана «К взлету готов», который прожил недолго и сократился до «На взлет». Вскоре и этот остаток увянет и отсохнет, как осенний лист, потому что он не удобрен душой, талантом, как, впрочем, и социологией. Этот вымученный, купленный лозунг не основан на живых потребностях симбирян, поэтому не станет брендом в подлинном значении слова. Нас убеждали, что это временно? Хорошо, но тогда не называйте это брендом.

В отличие от него Додосов – бренд естественный и созидательный. Его «автор» строил его с 1984 года, когда он приехал в Ульяновск из Казани, и особенно активно – последние 15 лет на посту директора школы искусств №10. Ежедневное, в течение многих лет, вложение энергии своей души в учеников, в творчество и, как следствие, в поле своего имени – вот что делает имя брендом. Только тогда оно может легко собрать несколько сотен других душ в самый лютый мороз или дождь с градом. А когда несколько пиарщиков сели, почесали репу и выдали нечто взлетно-посадочное это похоже на эстрадный чёс по провинции, на сеанс заезжего целителя, обещающего за час вылечить от всех болезней. А кому за последние три месяца стал родным уродливый логотип «культурной столицы» из латинских «U» и «C»?

Каждый из хористов Додосова несет на себе энергетику имени учителя и делится ею с другими, потому что это положительная энергетика.

Его искусство проникает в тебя небольшими порциями, но остается надолго. Это долговременная нематериальная инвестиция. И в этом – отличие от официально навязанного «бренда», который норовит вскрыть твою черепную коробку наподобие консервного ножа – быстро и безжалостно, но в душе при этом ничего не оставляет, кроме досады.

Сергей Гогин