«Сложная работа – строить самолеты». Такими словами начинается гимн «Авиастара». В настоящее время перед градообразующим для Нового города предприятием, действительно, стоит много сложных задач. К концу месяца заводу нужно закрыть работы сразу по нескольким воздушным судам, а в ближайшие годы – значительно увеличить объем производства и число сотрудников.

Сдают четыре самолета

Производство окончательной сборки «Авиастар-СП» – одно из подразделений авиазавода, на которое приходится сейчас наибольшая нагрузка. Его сотрудники трудятся в три смены. Их задача – сдать к концу года четыре самолета.

В ближайшее время заводу нужно выполнить план по нескольким моделям машин, как пассажирским, так и транспортным. Два пассажирских Ту204-300 будут переданы в Управление делами президента. Первая «Тушка» уже прошла сертификационные испытания. Сейчас на ней проводятся заводские и приемосдаточные полеты. На втором самолете завершается монтаж интерьера салона.

Одновременно заводчане выполняют модернизацию знаменитого «Руслана». По контракту с Министерством обороны два гиганта Ан-124 прибыли на «Авиастар», чтобы покинуть его обновленными. 16 декабря первая машина отправилась в летный отряд с аэропорта «Ульяновск-Восточный». Вторая находится сейчас на летно-испытательной станции. В ближайшее время «Руслан» также будет передан заказчику.

Прежде «Авиастар» обновлял по одному самолету-гиганту в два года.

Но за 2011-й успешно модернизировал две машины. Достигнутую в этом году планку снижать уже не будут, наоборот, ее планируется повысить еще вдвое. Для этого существует достаточный спрос на ремонт и продление летной годности Ан-124.

Кроме модернизации «Русланов», в этом году завод занялся выпуском еще одного транспортного самолета. Военно-транспортного, уточняют на «Авиастаре», и подробностей про него не рассказывают.

Выполнению плана по новому воздушному судну секретность не мешает. Его ресурсный образец переправлен в Москву, в Центральный аэрогидродинамический институт, для испытаний. Изготовление летного образца также идет согласно срокам госконтракта.

Ведется и подготовка к производству нового пассажирского самолета – машины XXI века МС-21. Программу по нему «Авиастар» начал в 2010 году. План на 2011 год авиазавод выполнил.

Оденут Superjet

Впрочем, пора говорить и о планах на 2012 год. В целом задачи на него определены: модернизация новому военно-транспортному самолету, в том числе первые полеты на этой машине, проект МС-21, а также присоединение ульяновцев к еще одному громкому проекту в российской гражданской авиации – Sukhoi Superjet. Первый Superjet должен прилететь в Ульяновск в начале следующего года. Завод будет устанавливать интерьер на эти самолеты.

Неясности остаются с проектом производства Ту-204СМ. В этом году «Авиастар» выпустил второй летный образец пассажирского лайнера. Новая машина завода была представлена на МАКСе. Первый образец Ту-204СМ выполнял полеты, второй размещался на статической стоянке. Сейчас собранные в Ульяновске машины проходят сертификационные испытания. Говорить о заказах на эту модель рано, пока не будет получен сертификат годности и не подтверждены заявленные технические характеристики самолета.

Хотя переговоры с потенциальными покупателями ведутся.

Подножку в поиске заказчиков на самолет авиастроителям поставили американцы. Машину начинали делать, рассчитывая на Иран, Сирию и другие иностранные государства. Но в ней используется двигатель, сделанный вместе с американцами. А США наложили эмбарго на поставки в эти страны своей продукции.

Научат и трудоустроят

Из-за неясного будущего проекта Ту-204СМ возникла проблема неполной занятости сотрудников завода.

Наиболее остро она стояла в 2010 году. Декабрь 2011-го, отмечают на «Авиастаре», должен быть последним месяцем, когда его сотрудники из-за неполной загрузки будут принимать участие в общественных работах.

Так называемых «простойных» работников сейчас всего около 300 человек. Это сотрудники композиционного производства. Для ста из них на 2012 год, независимо от развития ситуации с Ту-204СМ, работа есть.

Остальные, пройдя переобучение, должны занять существующие в других производствах вакансии. Одним из важнейших условий перевода на новое место будет сохранение или даже увеличение размера их заработной платы.

В перспективе новые рабочие места появятся и для сотрудников композиционного производства. В 2011 году на базе авиапредприятия начато строительства завода аэрокомпозитных материалов. Первыми работниками на нем должны стать специалисты “Авиастара”.

Новые рабочие места на заводе есть уже сейчас. В 2012 году предприятие откроет для них двери.

Потребность в квалифицированных кадрах будет расти и в дальнейшем, рассчитывают на заводе. Для переобучения сотрудников и подготовки новых кадров «Авиастар», получив федеральную поддержку, открывает свой учебный центр.

Уже сейчас грамотную молодежь воспитывают в ресурсном центре, существующем на базе технического колледжа. В нем используется современное металлообрабатывающее оборудование – такое же, как на «Авиастаре». Пройдя обучение на нем, молодежь может без проблем приступать к работе на самом заводе.

Другие производства предприятия также используют современное оборудование. Для его внедрения уже четыре года на «Авиастаре» реализуется программа технического перевооружения. Благодаря ей предприятие стало одним из первых в России крупнейших производств, перешедших на цифровой формат работы.

Сейчас завод продолжает закупать и устанавливать новое высокопроизводительное оборудование.

Развивается завод растет город

Чем продуктивнее завод работает, тем лучше живется его сотрудникам и всему городу. Параллельно с ростом загрузки предприятия развиваются его социальные программы. Так, к 2009 году был восстановлен детский оздоровительный лагерь завода. До этого он два года не функционировал, а этим летом «Березка» оказалась заполнена на 95 процентов.

Забота о детях сотрудников – не единственная задача существующих на заводе социальных программ.

Важнейшей из них является решение квартирного вопроса, особенно при привлечении новых кадров. Для обеспечения молодых работников жильем два года назад в Новом городе был пущен так называемый «Дом молодежи». Недавно в нем был дополнительно открыт еще один этаж.

В следующем году решение этого вопроса должно выйти на принципиально новый уровень – для сотрудников «Авиастара» в Заволжье будет строиться целый микрорайон. Благодаря партнерству предприятия, Объединенной авиастроительной корпорации, правительства области, Сбербанка и компании-застройщика, авиастроители смогут получить жилье в новостройках на льготных условиях.

Новое жилье встанет вдоль проспекта Авиастроителей. Первый дом в микрорайоне должен быть сдан уже в 2012 году. К 2016 году в нем планируется возвести 300 тысяч квадратных метров жилья. Сроки строительства увязаны с перспективными планами завода. На нем к 2015 году рассчитывают значительно увеличить численность сотрудников. С реализацией всех намеченных планов авиазавод сможет занять важнейшее место в развитии как нашего города, так и всего российского авиастроения.

Лидия ЛЕОНИДОВА