Очередной спор по поводу того, каким трамваям и троллейбусам в Ульяновске быть, возник в конце года между представителями общественных организаций и городской администрацией.
Первые утверждают, что Ульяновск намерен закупить на Урале устаревшие модели трамваев, которые уже несколько лет простояли на открытом уличном складе в ожидании покупателей. Вторые настаивают на целесообразности приобретения именно этих, а не других моделей.
Поводом для возобновления дискуссий на трамвайную тему стал объявленный комитетом по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа администрации Ульяновска аукцион на приобретение для нужд города 15 вагонов трамваев и пяти троллейбусов. Их приобретают в лизинг. Цена вопроса – почти 344 миллиона рублей.
Председатель городской общественной организации «Ульяновцы за трамвай» Андрей Елисеев рассказал, что подробно ознакомился с условиями конкурса и представленным потенциальным поставщикам техническим заданием. Его вывод модели устаревшие, высокопольные, что опять ограничивает передвижение инвалидов. Причем в то время, когда 2013 год объявлен в Ульяновской области Годом равных возможностей.
В Ульяновске уже эксплуатируется четыре высокопольных вагона, приобретенных в последнее время на Урале, на заводе в Усть-Катаве. Поэтому, чтобы были взаимозаменяемые комплектующие, как поясняют городские чиновники, там и собираются приобрести еще 15 вагонов.
На самом деле, по утверждению Андрея Елисеева, это только отговорка. Запчасти у уже купленных вагонов и тех, что собираются приобрести, разные. Весь вопрос упирается, как он считает, исключительно в чей-то личный интерес.
– Иначе почему бы не закупить современные низкопольные трамваи и троллейбусы, как это делают в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Самаре, Смоленске, Хабаровске и других городах России? – говорит председатель городской общественной организации «Ульяновцы за трамвай». – Современный электротранспорт более вместимый, более удобный для пассажиров, в том числе и инвалидов, для водителей. В кабине есть кондиционер, в салоне установлена система микроклимата, трамваи меньше разбивают пути. И главное, что эти современные низкопольные вагоны чуть дороже тех, что у нас хотят приобрести. Я все просчитал, денег хватит и на покупку, и на проценты по лизингу, и на коррупционную составляющую – систему откатов. Кстати, при аукционах на приобретение электротранспорта в лизинг можно указывать не техническое задание, а конкретную модель. Поэтому в принципе, пока конкурс еще не закончен, техническое задание можно было бы и поменять. Главный инженер МУП «Ульяновскэлектротранс» Сергей Лебедев считает, что город приобретает именно современные трамвайные вагоны и троллейбусы. Вагоны, по его словам, оснащены наиболее надежным и перспективным электродвигателем, который позволяет экономить до 30-40 процентов электроэнергии. То же самое можно сказать и об оснащении троллейбусов. У них будет пониженный пол. А вот у новых трамваев, которые появятся на наших дорогах в будущем году, он будет привычным, высоким.
Низкопольные трамваи, как пояснил Сергей Лебедев, на Урале только начали выпускать, поэтому кота в мешке покупать не хочется.
– Это не последний вариант закупок, – сообщил он. – Пусть эти низкопольные вагоны обкатают в других городах. Года через полтора можно будет сделать какие-то выводы. Возможно, и на других заводах, в том числе и на минском в Белоруссии, начнут такие модели выпускать. Сначала посмотрим, как новинки себя покажут.
Кстати, конкурс на закупку электротранспорта для Ульяновска еще не закончен. Как сообщил Сергей Лебедев, специалисты «Ульяновскэлектротранса» подготовили к проводимому аукциону только техническое задание. За остальное – кто выиграет конкурс, кто и сколько заплатит за трамвайные вагоны и троллейбусы – вопрос к комитету городского хозяйства мэрии.
Там, очевидно, и решат, на чем горожане будут ездить.

Наталья Жидких