Улыбчивый и добродушный в жизни, на поле он с соперниками был крут, раз за разом поражая их ворота. А вот они с ним не церемонились. Но Сергей мог за себя постоять и делал это по-мужски достойно, глядя недругу прямо в глаза. Наверное, в том числе и поэтому к дебюту в «высшем» свете оказался отлично подготовленным, и три года в «Волге» стали венцом его карьеры.
– Как ты оказался в собираемой «по сусекам» в начале 90-х годов ульяновской команде?
– Сезон 93/94 года я провел в «Черемшане», с которым мы выиграли зональный турнир первой лиги, а затем стали вторыми на финальной пульке в Оренбурге. Команда получила право играть в высшей лиге, но я с ней… разошелся, скажем так. Руководство взятые на себя финансовые обязательства не выполнило, и я принял решение «завязать» с хоккеем – возраст был уже приличный, вот и решил, что в «вышке» уж не сыграю.
И вот, ковыряюсь себе однажды тихонечко на дачном участке, смотрю – гости, «ходоки» из «Черемшана», тренер Владимир Кузьмин и Игорь Князев. Агитировали они меня долго, но своего решения я не поменял – больше с Димитровградом связываться не хотел.
Вернулся домой, а у подъезда вторая «делегация» – на этот раз из «Волги»: Рушкин, Кушнир, Афанасенко, Куров. Тут разговор был совсем другим, и свое согласие я, как только услышал, что решено вернуть домой всех доморощенных ульяновских игроков, дал, почти не задумываясь.
– Сложно было начинать новый этап спортивной жизни?
– Мне – нисколько. Я ж практически всю карьеру до этого провел в первой лиге, знал города, стадионы, команды, многих игроков. «Волга» оказалась по составу заметно сильнее всех, нам хватило пару-тройки игр, чтобы притереться. Полузащита была у меня за спиной очень приличная, и пас давали более четко, на ход, в свободную зону, так что забивать было даже легче, чем до этого в других командах. Вот когда стали играть в высшей лиге, понял, насколько это сложнее, но мы уже «набрали ход». Отсюда и результаты – 5-е место, «бронза»…
– «Физики» хватало?
– О, с этим проблем не было! Я ведь с Детства вполне себе нормально был готов, выигрывал и легкоатлетические соревнования, и в спортзале не «косил». А потом был Саратов… Эх, запомнил я этот город – в «Универсале» гоняли так, как нигде потом я не встречал. Почему-то в той «Волге» на «физику» особо не упирали, и Андрей Котачев, наш новичок, тоже удивлялся этому. Но нам физической подготовки хватало – наверное, потому, что большинство из нас пребывало в самом хоккейном возрасте.
– Тем более сильной получилась «оплеуха» в Архангельске? Отчего так вдруг «залетели»?
– Ну, тот «Водник» был классной командой, сыгранной, мастеровитой, плюс они к Кубку европейских чемпионов готовились, наигрались уже на своем искусственном льду. У нас этого ничего не было. Вот и поплыли…
– Зато «летали» в ответной игре с ними же…
– …без меня, жаль. У меня была травма, так что смотрел, как «Волга» громила «Водник», с трибуны. Не скажу, что мы были на голову сильнее, но зато в ворота попало все, что туда направлялось. Да и попало-то как – все мячи красавцы!
– Какие матчи еще запомнились?
– Конечно, кировская игра осталась в памяти. И прежде всего благодаря нашим болельщикам. Это было нечто! Как они гнали нас вперед всю игру, как орали все 90 минут! А ведь их было несколько десятков, в то время как местных – несколько тысяч (по протоколу – 8 тысяч. -Прим. О.Т.). Но мы слышали только наших, так они болели. Та «бронза» – и их огромная заслуга. Домашняя игра со «Стартом» – тоже в памяти. Мы же с чемпионата мира возвращались, где я, Раис Гайфуллин и Андрей Рушкин играли за сборную Казахстана. Добирались сначала самолетом до Питера, кстати, с нами летел знаменитый «шайбист» Борис Майоров, а потом другим рейсом – до Самары. Из Самары машиной в Ульяновск, домой зашел в час ночи, а утром игра. Ничего, сыграли. Юра Логинов и вовсе на матч примчался, когда он уже шел.
– Забивал ты много, и не по одному мячу. Первые два «покера» «Волги» в чемпионатах России – твои, а всего их у тебя три…
– Было дело, правда, все – не в «бронзовом» сезоне. До «бронзы» «Воднику» удалось четыре забить, потом огорчил «Подшипник», а уже на третий год пребывания в высшей лиге забил четыре гола в Мончегорске. Эх, какая тогда погодка была – сильнейший шторм, ветрище, ужас просто, а мы им 14 штук загрузили!
– Нападающих любят за забитые мячи. У тебя ведь на матчах «Волги» были и персональные болельщики, не так ли?
– Да, тогда из Карлинского много народу в Ульяновск на матчи выбиралось. Болели, конечно, не только за меня – за «Волгу», но мне было вдвойне приятно знать, что земляки поддерживают. Жаль, такого сейчас нет – народ в водку ушел, а некоторые еще хуже, наркотиками себя убивают…
– У вас же в Карлинскомне только болельщики были, но и играли же тоже…
– Чемпионами области были! Правда, мы тогда с ишеевскими объединились, у них на полную команду народу не набиралось, и у нас. В итоге хорошая команда получилась. А стадиончик наш битком был. И в Ульяновске раньше побольше народу ходило. И, скажу честно, – немного другой был болельщик. Слишком сейчас много совершенно безразличных к хоккею людей приходят. Им бы только выпить, а когда выпьют – мат-перемат, на поле и не смотрят…
– В каких городах тебе игралось сложнее?
– В Нижнем, Кирове… Примерно равные с нами по силам местные команды, поэтому настрой был у них запредельный, бились за каждый мяч. Бывали и отдельные матчи, запавшие в душу. Например, неожиданное поражение 1:4 в Самаре от «Подшипника» (4 февраля 1996г. – Прим. О.Т.). Уверенно шли на первом месте, наверное, мысленно были уже в финальной пульке, и вдруг такой облом.
– Партнеры по «Волге» чем запомнились?
– С Юрой Логиновым мы еще пацанами в Карлинском играли. Пригодилось потом и в высшей лиге, особенно нам удавались длинные диагонали. Сейчас их почти все используют, поэтому и не проходит большинство – защитники начеку. А тогда это было реже, зато результативнее. Нравилось взаимодействовать с Евдокимовым. Серега накрутит вокруг себя народу, а потом как даст пасик -дальше одно удовольствие завершать. Умный Андрей Рушкин знал, когда и как разогнать атаку лучше всего. И, конечно, Дима Маланин – напористый, боевитый.
Сзади «бетон» – Раис Гайфуллин. Скоростью не блистал, но позицию выбирал классно, действовал жестко, спуску никому не давал.
– В других командах такие были?
– Разные были. Ну, к примеру, в Воткинс-ке играл такой Вавилов. Мне кажется, больной психически человек был. То перед игрой оружие предложит продать, то еще с чем-нибудь подойдет. В игре – грубый, грязный. Играем как-то у них, он меня всю игру хлестал-хлестал, приходилось отвечать. Наверное, не понравилось. Звучит финальный свисток, мы выиграли, я забил, парень решил «разобраться». Катимся в раздевалку, вдруг слышу Слава Платонов орет: «Бар-бун, сзади!». Оборачиваюсь – летит на меня этот Вавилов, держа клюшку двумя широко разведенными руками на уровне моих глаз. Чудом успел присесть, этот «орел» через меня, спиной об лед… Остыл маленько. Но в ответной игре уже в Ульяновске опять за мной охотился.
Из «нормальных» игроков запомнились Золотарев, Свешников, Франц, покойный Костя Залетаев, на чемпионате мира увидел Потешкина. Нравилась своей сыгранностью и умными действиями защита «Водника».
– Чемпионат мира чем запомнился?
– Да всем. И игрой лучших команд мира прежде всего. Тут, конечно, самый яркий пример,- сборная Швеции. Выучка – фантастическая. Катают, держут мяч, ищут момент, когда чужая защита «окошко» откроет, тогда только срываются в атаку.
Полуфинал разве забудешь? Вышли против сборной России, начали по сильному попутному ветру. Как побежали, как стало все получаться – хоп, 25 минут, 3:0 ведем. Руководство – президент федерации Поморцев, главный тренер Эйх-вальд – в шоке, нам уже начали покрикивать, мол, остепенитесь… Но, конечно, класс сказался – мы больше тех первых трех и не забили, а вот 12 пропустили.
– Перелеты, переезды – вечные спутники спортсменов. Намучился?
– Куда ж без этого? В Уфе раза три «сидел», там туман постоянный. Ижевск, когда в Воткинск летали, всегда проблемы создавал. Да и по земле не всегда все гладко было. Выиграли в 95-м первую лигу, нам руководство «туристическую путевку» в Швецию выделило. Уже весна была, все поля растаяли, никакого заявленного турнира не было, просто отдохнули. Но вот по пути туда, под Владимиром, наш автобус сошел с трассы, улетел далеко в поле. По ухабам покидало прилично, так что проснулись все мгновенно…
– «А приключения россиян в Швеции» случались?
– Было дело. Надо было улетать в субботу, решили в пятницу пробежаться по магазинам. Само собой, глаза разбежались, но времени мало, скоро уж закрывать должны. Вот Коля Синьков и говорит: «А интересно, они по выходным работают? Как узнать? Можно у продавцов спросить, но я ж языка не знаю». Олег Шубин, известный хохмач, ему отвечает: «Да это же нетрудно, скажи «Субботэй-шен работэйшен?», они поймут». Коля идет к продавцам, задает им этот вопрос, в ответ, естественно, хохот. Мы шведов – «поддержали»…
– А по-серьезному спортивную форму поддерживаешь?
– Да, тем более что работа и здоровье позволяют. Я начальник смены в службе гражданской защиты и пожарной безопасности, работаю, как говорится, «сутки через трое», так что и на «Волгу» хожу, и сам на поляну выхожу – теперь вот в «Лидере», на «Моторе». Летом продолжаю и на зеленое поле выходить. Спорт со мной навсегда.
Из досье “ЧЕМПИОНА”:
Родился 19 января 1963 г. в городе Микунь (Республика Коми). Воспитанник ульяновского хоккея, которым начал заниматься в 1978 г. в селе Карлинское Ульяновского района. Первый тренер – Е.А. Скоморохов. Нападающий. Играл за команды «Универсал» (Саратов), «Ракета» (Казань), «Черемшан» (Димитровград). В ульяновской «Волге» – с 1994 г. Провел за команду три сезона в высшей лиге, сыграл 89 матчей, забил 70 мячей. Участник чемпионата мира 1997 г. в составе сборной Казахстана (7 мячей в 5 матчах). Бронзовый призер чемпионата России по хоккею с мячом, победитель турнира команд первой лиги. Бронзовый призер Кубка мира, чемпион России, дважды второй призер чемпионатов России по мини-хоккею. Мастер спорта международного класса Республики Казахстан. Мастер спорта России.
В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ
• В Ульяновской области прошли выборы главы администрации региона, мэра областного центра, депутатов Ульяновской городской думы и глав администраций районов.
• Под Торонто в условиях сильного тумана соскочил с мокрой полосы и застрял в болотистой местности самолет «Ан-124», принадлежащий авиакомпании «Волга-Днепр».
• В Димитровградской школе №7 появилась своя газета «Школьные ведомости».
• АО «Утес» выпустило первую партию медицинских многофункциональных кресел-кроватей.
• Студентки педагогического института в третий раз подряд выиграли женский чемпионат области по баскетболу.