Ёлка – главный символ Нового года. По привычке мы идём за ней на базар, платим энную сумму денег и ставим у себя дома. А знаем ли мы, откуда ульяновские новогодние ёлки попадают в город? Об этом ul-people.ru рассказал директор Ульяновского лесхоза Евгений АЛИПОВ.
Сколько лет требуется, чтобы вырастить новогоднюю ёлку?
На самом деле, автор известной всем песни о ёлочке немного слукавил. Конечно, зеленые красавицы растут и в лесу. Часто их можно увидеть в полях вдоль трассы. Но попадают на ёлочные базары и такие деревья, которые начали свой путь в специальном питомнике.
«Всё просто: каждая новогодняя ёлка, а точнее сосенка – на базары попадают именно обыкновенные сосны – рождается из семян шишек, которые собирают сотрудники лесхоза. Вот в этом году мы собрали 3,5 тонны шишек. Это почти 300 тысяч новых ёлок!» – рассказывает директор Ульяновского лесхоза Евгений Алипов.
Семена шишек высаживают в специальных питомниках. Так, питомник Ульяновского лесхоза находится в Красном Яре. Здесь «новорождённые» деревья проводят первые два года своей жизни, за ними тщательно ухаживают: например, обрабатывают спецсредствами, чтобы защитить от вредителей. И только затем ёлки попадают в настоящий лес.
В Ульяновской области традиционно на ёлочные базары готовят сосны: елей в нашем регионе мало. А вот для сосен климат благоприятный: они растут без проблем и в большом количестве.
«Средней новогодней ёлке – от пяти до десяти лет. Именно столько времени она проводит в лесу. Потом уже у нее нет шанса попасть на ёлочный базар или праздник – сосна идёт на другие нужды, отправляется на деревообрабатывающие производства», – поясняет собеседник.
Кто ворует ёлки?
«Раньше мы сажали по миллиону новых ёлок в год, а в этом – только 300 тысяч», – рассказывает Евгений Алипов. На вопрос «почему?» отвечает, что спрос на живые новогодние красавицы падает. На это – целых две причины.
Во-первых, есть такие «смельчаки», которые предпочитают «добыть» ёлку. То есть отправиться самостоятельно в лес и срубить дерево. Незаконно, конечно. Например, в этом году жительница Ундоров вынесла из леса сразу три кедра. Между прочим, на 8,5 тысячи рублей! Любительницей редких хвойных деревьев заинтересовались правоохранительные органы. В местное отделение внутренних дел на нее уже направили материалы для возбуждения уголовного дела.
Сосне-переростку – той, которой больше десяти лет – не судьба попасть на ёлочный базар. Теперь только на деревообрабатывающие производства.
«Лично я незаконных рубщиков не ловил. Честно говоря, не понимаю их: в среднем ёлка на базаре стоит 100-150 рублей. Чтобы съездить в лес и срубить дерево, нужно заправить машину бензином, потратить время, да и нервы тоже – а вдруг поймают? Тогда новогодняя радость влетит в круглую сумму!» – недоумевает Евгений Алипов.
Другая причина – рост популярности искусственных ёлок. Все чаще ульяновцы предпочитают живой красавице – пластмассовую. Она и простоит дольше (несколько лет, если не всю жизнь), и не пахнет хвоей на весь дом – аллергикам это особенно близко.
Именно поэтому в 2011 году Ульяновский лесхоз заготовил всего около двух тысяч новогодних сосен. Они отправились не только на базары, но и на предприятия города, в школы и детские сады. Например, одну из таких зелёных красавиц горожане могут увидеть около автомобильного завода, другую – в Железнодорожном районе.
Директор лесхоза поставил ёлку ещё 1 декабря
Высота среднестатистической ёлки – от полутора до трёх метров, но самые популярные – двухметровые. Такую директор Ульяновского лесхоза Евгений Алипов поставил и у себя дома в Красном Яре.
«Ёлку ведь устанавливают, прежде всего, для детей! А у меня их двое – пяти и девяти лет. Они ждут Новый год, поэтому мы поставили зелёную красавицу ещё первого декабря», – делится собеседник.
И добавляет, что такая радость и праздничное настроение доступны каждому. Ульяновский лесхоз продаёт сосны оптом, цены варьируют от 60 до двух тысяч рублей. На рынке средняя ёлочка обойдется ульяновцам всего в 100-150 рублей. Цена зависит в первую очередь от высоты: чем выше красавица, тем дороже.
«Особого ухода новогодняя ёлка не требует. Можете быть спокойны: простоит до марта! Как в хорошем старом анекдоте…», – улыбается Евгений Алипов.
Текст и фото – Елена Сорокина