Хвойные и вечнозеленые деревья в культуре многих европейских народов нередко связывались с иным миром, бессмертием и играли большую роль в ритуалах.
К примеру, в нашей области, в Сурском районе, во время похорон раскладывали на дороге, ведущей на кладбище, еловые ветки. Делали это для того, чтобы воспрепятствовать покойнику вернуться к живым: «веточки колючие, и он их боится».
В других регионах Поволжья упомянутое дерево (точнее – его наименование) использовалось для проверки «честности» невесты во время свадебного обряда. Так, дружка будил молодых после первой брачной ночи вопросом: «Ель или сосна?». Если жених отвечал «ель» – это означало, что его невеста сохранила целомудрие до свадьбы.
Кстати, в Ульяновской области в некоторых селах не так давно на свадьбу наряжали «деревце» или «куст», которые украшали тряпочками и разноцветной бумагой. Чаще всего это «деревце» представляло собой обычный репейник, но иногда наряжали и елочку: «куст» стоял на свадебном столе, с ним могли ходить в гости к жениховой или невестиной родне.
Связь хвойных деревьев с потусторонним миром подтверждается, например, тем, что могильники у некоторых народов предпочитали размещать именно в ельнике или в сосновом бору. Так, в селе Старый Пичеур Павловского района нашей области жители до сих пор хоронят своих близких на кладбище, расположенном среди сосен. Часто жерди, на которых несли гроб, также были сделаны из ели.
Неслучайно и то, что увидеть во сне ель часто означает предвестие смерти, «путь на тот свет».
Евгений Нувитов