За годы работы фотографом Валерий ДУРНОВ сделал себе имя.  Он последним в городе закрыл фотолабораторию и первым в городе открыл фотошколу. За всё время её существования фотограф поделился опытом с сотнями учеников и продолжает это делать по сей день. Он скептически относится к продвижению творчества в Интернет, так что, пожалуй, нигде в сети, кроме сайта ul-people.ru, вы не увидите его снимков.

Валерий Дурнов. Фото Сергея Юрьева, 2010

…Технарь

Валерий Дурнов окончил Ульяновский политехнический институт. В студенчестве ходил в горы, работал в стройотрядах и везде – бок о бок с фотоаппаратом «Зенит-Е». После института оказался на «Авиастаре». Работа эта отнюдь не была творческой,  уж фотографией там и не пахло.

Это авиация. Там каждый занимается только своим делом. В мои обязанности входили отладка и контроль радионавигационной аппаратуры первых «Русланов». Устранять неисправности блоков могли только заводы-изготовители, то есть в самое сложное и интересное мы не имели права влезать.

Натюрморт для фирмы “Трио”, 2005

Да, это оправданные меры безопасности. Но эти ограничения ведут к деградации радиоинженера. После того, как Валерий Дурнов решил сделать фотографию своей профессией, он плотно занялся повышением уровня своих навыков. Благо зарплата на «Авиастаре» была приличной и полтора года семья Дурновых – сам Валерий, его жена и двое детей – жили на старые накопления. Зато было время для фотографической практики. Работа приучила к дисциплине и дотошности. В ремесле важна повторяемость результатов и потому Дурнов вёл журнал режимов проявления каждой пленки. Журнал был заброшен только через полтора года, когда фотограф начал понимать уже перед съемкой, как будет фотография обработана.

Это как в музыке — когда музыкант играет, он не думает, как ему сейчас поставить пальцы, чтобы извлечь определённый звук. Так и при фотосъёмке. Вы набираетесь опыта, и вам уже не нужно мучительно вспоминать, на какую кнопку нажать, чтобы получить тот или иной результат. И тогда появится возможность импровизировать. А это уже гораздо больше, чем ремесло.

Концептуальный натюрморт, примерно 2003

… Бизнесмен

В 1998 году Валерий Дурнов официально стал бизнесменом — открыл фотостудию. Часто задачи, которые ставились перед фотографом, на первый взгляд казались невыполнимыми.

Пригождается умение мыслить нестандартно. Мало кто знает, например, что ночные съёмки — тут может идти речь о кино, о фотографии — делаются хорошим ясным днём. Всё, что нужно сделать — это использовать настройки фотоаппарата. Даже фотошоп не нужен! Уводите экспозицию на несколько ступеней вниз и задаёте более «холодный» баланс белого. Вот вам и снимок при свете луны!

Проект витрины, портфолио дизайнера, 1999

Интересный случай. Однажды к Дурнову обратился очередной клиент — представитель ульяновской фирмы. Нужно было отснять мебель одного из первых кооперативов города. С первых минут общения Дурнов понял –  не его клиент. Поэтому загнул такую сумму, что, по его расчетам, заказчик должен был убежать без оглядки. Так и случилось – клиент отказался. Однако, познакомившись с портфолио других фотографов, вернулся и принял условия.

Мебель была снята, и настало время расплачиваться. Представитель фирмы сел перед фотографом, отсчитал запрошенную сумму денег, потом ещё раз посмотрел на результат и… добавил ещё. Однако в практике рекламной съёмки такие заказчики, скорее, исключение.

В Ульяновске пока нет этакой фотографической культуры. Если съёмки за деньги – значит, правило: заказчик всегда прав! А нужно быть строже и знать себе цену. Помню, ко мне обратилось руководство одного предприятия — нужно было снять производство. Обсудили все условия, и я говорю: «Завтра в 15.45 присылайте за мной машину».

А машина приехала в 16.30. Так я водителя послал обратно. Пошли гневные звонки: «Как ты можешь, да мы тебе деньги платим!..» А я сказал — машина нужна была в 15.45, а сейчас я ничего не сниму. Свет уже ушёл. На следующий день машина подъехала в 15.20. Теперь этот директор, когда будет нанимать на работу фотографа, уже подумает и отнесётся к требованиям  с должным вниманием. 

Джем-сейшн, “Симбирск-бенд” играет в сопровождении пианистки, 1993

…Художник

«Когда ты уже снял, отпечатал и оформил фотографию, она начинает жить по своим законам», — говорит Валерий Дурнов. Фотограф часто даже не знает, как сложилась судьба снимка. Однажды он снимал музыкантов ансамбля духовых инструментов “Волга-брассквинтет”. Спустя некоторое время Дурнову позвонил их руководитель Валерий Уткин и сказал, что фото из этой серии напечатали в швейцарском журнале, посвященном медным духовым инструментам, и за этой публикацией последовали приглашения ансамбля на гастроли за рубеж.

Ансамбль “Волга-Брасс квинтет” 1990

Был ещё в советское время, в самом начале девяностых, такой культурный проект – «Next stop – soviet!». Молодые датчане буквально погрузились в автобус и отправились в Страну Советов! Заехали и в Ульяновск.

Мы общались с фотографами, которые там ездили. И была одна женщина – представитель датского общества фотоискусства. Я показал ей свои снимки, мы обменялись контактами. Вскоре она связалась со мной и попросила прислать в Данию серию фотоснимков заборов. Я отпечатал и переслал. А где они сейчас — я даже не знаю.

Серия “Заборы”, 1990, ул.Плеханова. Сейчас на этом месте госпиталь ветеранов. Фото находится в Датском обществе фотоискусства.

Хотя Валерий Дурнов принципиально не называет себя фотохудожником (называет просто — фотографом), ему совершенно не чужды состояния, которые любой творческий человек, в том числе и художник, периодически испытывает. Речь идёт о так называемом творческом кризисе, когда мысль не приходит. Но за годы практики Валерий Дурнов научился справляться и с этим и нашёл свой особенный рецепт вдохновения.

Когда у меня нет никакой мысли, я, честно говоря, могу дня два сидеть, пить чай, смотреть в окно или в стенку, читать книжку, которая к фотографии никак не относится. Есть Интернет. Можно набрать какую-то тематику отвлеченную… И где-то в углу абсолютно случайно наткнуться на идею.

Я профессионал и иногда провоцирую такие состояния. Потому что если просто ждать музу  – можно и с голоду помереть. Иногда переключение в абстрактную фотографию происходит как отдых от заказных работ, где главное –  передача формы и цвета.

Бодиарт, 1999

…Организатор

В одиночку добиться успеха можно. Но это очень трудно. Сейчас Валерий Дурнов занимается тем, что возрождает Симбирское фотографическое сообщество. Оно было создано ровно сто лет назад. Туда входили абсолютно разные люди – разного возраста, разных профессий. Их объединяла любовь к фотографии. И это — хорошее начало для фотографической школы. К сожалению, тогда, в начале века, общество просуществовало всего семь лет и исчезло с приходом  революции.

Сейчас в нашем городе о каких-то традициях говорить не приходится. Но если Симбирское фотосообщество будет функционировать – фотография в Ульяновске будет развиваться. В

Во-первых, у людей будет некий фонд фототехники, оборудования, помещение. И не надо будет покупать супердорогостоящий объектив, чтобы воплотить свои идеи, можно будет просто одолжить его.

Во-вторых, и это главное, люди будут обмениваться идеями, а не вариться в собственном соку. У них появится возможность собираться вместе и обсуждать свои фотографии.

Пусть тебе не понравилась эта фотография, но ты заметил в ней какую-то интересную деталь. Её же можно запомнить и потом развить. Если у кого-то не получилось довести до ума хорошую идею, пусть это будешь ты!

Серия “Тени”, 2005

Уже известно, что в «Доме Штольца» (ульяновский лофт-проект, который призван уместить под одной крышей и всевозможные творческие мастерские, и выставочные залы, и коммерческую составляющую) местечко для фотостудии сообщества подготовили. Только самого этого дома пока нет, помещение подыскивают. На эту тему Валерий Дурнов давно ведёт диалоги с властями – и городскими, и региональными.

«Но не стоит думать, что если у нас появится такая база, искусство светописи в городе начнёт развиваться семимильными шагами, – рассуждает фотограф. – Сейчас надо работать, реализовывать фотопроекты, устраивать выставки. Если фотографы будут сидеть сложа руки, построй хоть десять домов Штольца – ничего хорошего из этого не получится».

Сергей Юрьев, журналист, писатель, фотограф, 1990

…Педагог

Несколько лет назад Валерий Дурнов открыл свою фотошколу. Интересно, что не по своей инициативе. Множество фотолюбителей обращалось к нему за советами. Они-то и стали первыми учениками. Для удобства обучение разбито на две ступени. На первой ступени учат, как снимать, на второй – что снимать. Выпускники обоих курсов теперь задают третий вопрос – зачем снимать? В общем, на подходе третья ступень и она будет посвящена эстетическо-философской стороне фотографии.

Чевачин Е.П., художник, преподаватель школы искусств, 1991

Педагогическая деятельность Валерия Дурнова уже начала давать свои всходы. Вскоре в Ульяновске откроется выставка работ его учеников. Персональной её, конечно, не назовёшь, но фотографов на ней будет представлено значительно меньше, чем на отчетных выставках фотошколы Дурнова, которые проходят после каждого выпуска. На этот раз каждый сможет представить по 10-15 своих работ, а это значит, что ульяновцы смогут не только оценить творчество земляков, но и составить какое-то мнение о каждом из этих фотографов по отдельности.

Валерий Дурнов. Шутка коллег, около 1992

Текст – Анна Панова. Фото Валерия Дурнова