Беспаловой Марине Павловне
Уважаемая Марина Павловна,
Теперь я вынужден обращаться непосредственно к Вам.
Увы, устав Ульяновска – совершенно непродуманный и принятый поспешно голосами «Единой России» ради сиюминутных политических интересов, сделал Ваши полномочия как главы города слишком размытыми. Тем не менее, я уверен, что Вы сделаете все для того, чтобы вся городская власть сосредоточилась именно в Ваших руках. В данной ситуации, наверное, это единственно правильный выход, хотя не считаю его оптимальным и надеюсь, что через некоторое время Вы и вправду вернете Ульяновску выборность мэра.
Я вынужден обращаться к Вам, поскольку обращаться более не к кому. Некоторое время мы, журналисты, старающиеся отражать мнение жителей города, будем надеяться, что Вы сможете изменить сегодняшнюю ситуацию к лучшему. Конечно, период надежд продлится недолго, но время еще есть, поэтому и надежды наши на Ваши способности тоже пока реальны.
Теперь к делу.
10-го января Вы будете проводить расширенное аппаратное совещание, на котором среди основных вопросов – расчистка внутриквартальных дорог и тротуаров от снега и наледи, организация бесперебойной работы пассажирского транспорта в 2012 году.
Может, мое мнение по этим вопросам (к нему присоединятся все горожане, которые могут добавить еще много фактов, характеризующих реальную обстановку) поможет Вам хоть как-то понять и в будущем изменить ситуацию.
О состоянии наших тротуаров в зимнее время я говорил нашим мэрам уже несколько лет. Но ничего не меняется. Пройдите по городу (только не по центру, а чуть дальше, особенно – по так называемым спальным районам) – это сплошной каток. Самое печальное в том, что городские службы и различные компании, ответственные за свои территории, даже не пытались воспользоваться той оттепелью, что природа дала 5-6 января в качестве возможности очистить все тротуары от снега и наледи. Лед уже был настолько рыхлым, что достаточно было просто поработать лопатой. Увы. Никто этого не сделал. Теперь Ульяновск стал не городом, комфортным для проживания граждан, а особо опасной зоной. Запросите данные травмпунктов за октябрь, а потом за декабрь и начало января, сравните – и Вы убедитесь в этом.
Печально, что если различные компании, чьи офисы расположены на улицах города, все-таки заботятся о прилегающих территориях (иногда хорошо, иногда – кое-как), если управляющие компании ЖКХ, а также ТСЖ тоже стараются чистить свои территории, то зона, подведомственная городской администрации, просто брошена. Посмотрите, что происходит в том же новом городе – площадь у Дома связи, где символ Победы, стала символом поражения городской власти. Это отполированный каток. Почти вся многокилометровая пешеходная часть проспекта Ленинского комсомола (за исключением небольшого участка у районной администрации) – тот же каток. Посмотрите, что творится на территории ЦГБ, которая сама же принимает тех, кто пострадал от падений на городском льду. А автобусные остановки? К примеру, у вокзала «Ульяновск-Центральный» – там же просто можно скатиться прямо под рельсы трамвая… Перечень бесконечен.
Забавный эпизод:
13 ноября, когда зима еще только приближалась, я обратил внимание Александра Пинкова, тогда еще мэра города, на то, что городские службы не хотят заботиться о горожанах и чистить пешеходные дорожки. В новогодние праздники мне пришел ответ от Заволжской администрации, которая сообщила, что «дороги и тротуары Заволжского района находятся в удовлетворительном состоянии». Представляете? То есть, им даже стыдно не было так нагло соврать.
В позапрошлом году по этой же теме я несколько раз обращался напрямую к и.о. мэра Александру Букину. Потом мы снова созванивались, и он мне сообщал, что ему доложили: остановки очищены, тротуары выскоблены. А на самом деле никто даже не пытался этого делать. И так повторялось снова, и снова. Я звоню, Букин устраивает разнос, на следующий день ему докладывают, что все сделано, а на самом деле никто ничего не делал.
Марина Павловна, Вам придется привыкать к тому, что чиновники врут. Постоянно и везде. И надо что-то делать. Я думаю, у Вас в Вашем новом качестве есть одно преимущество – есть команда депутатов гордумы. Именно они могли бы быть Вашими эмиссарами на местах – вот она, реальная и совсем не сложная работа. Конкретная – по каждому двору, по каждому тротуару. С их помощью Вы и сможете проверить чиновников, чтобы потом спросить с последних. Правда, команда ваша не очень-то надежная, и некоторые депутаты тоже нередко любят приврать, но уж что имеем…
Не доверяете депутатам – доверьтесь народу. Пусть он Вам сам сообщает обо всех недостатках. Создайте на сайте гордумы страничку сообщений с мест о состоянии тротуаров, дворов и дорог – такую, чтобы были видны все сообщения и соответствующие ответы на них чиновников, и как эти чиновники наказаны, если виновны. И не верьте тем, кто будет говорить, что на создание такой странички надо много денег и времени. Ерунда. Любой веб-дизайнер вам скажет, что это дело часа работы.
Пора чиновникам понять, что климат изменился, что морозы и оттепели будут чередоваться все чаще, и каждую оттепель они должны воспринимать как чрезвычайную ситуацию – выводить, несмотря на выходные и праздники весь личный состав соответствующих служб – чтобы успеть очистить все, что возможно до очередного мороза. Если они и вправду думают о горожанах, как звучит во всех их выступлениях. А если не думают – пусть прощаются со своими креслами.

И второе. О городском пассажирском транспорте. Пора эту проблему решать, а не заниматься ее забалтыванием. Вы знаете, что вечером, часов эдак в 10, из центра выехать в Заволжье (да и в другие районы, наверное, тоже) НЕВОЗМОЖНО? Никаких маршруток нет. Я уж не говорю о так называемых больших автобусах ОАО «ПАТП-1», в котором теперь и мэрия имеет свой пакет. Непонятно, зачем вообще закупали автобусы. На улицах города их не видно. А вечером – просто нет. За последний месяц я трижды оказывался в центре в 10 вечера, и трижды был вынужден брать такси (а таксисты в это время заламывают такие цены, что становится страшно). Между тем, вспомните конец советской эпохи, и даже 90-е годы. Хоть и не хватало автобусов, но они ходили допоздна. И в 11 часов вечера всегда можно было уехать. И в полночь еще шел так называемый контрольный автобус, забиравший всех запоздавших путников. Отчего же сейчас, когда «город становится все лучше и лучше», этого нет?
Частные перевозчики могли бы возить пассажиров и вечером, если б им это было выгодно. Раньше им было разрешено после 20-00 брать полуторную цену. И горожане не были брошены поздним вечером на произвол судьбы. Но как только областной департамент цен и тарифов наложил на вечернее повышение запрет, вечерних маршруток не стало. Вот вам и забота о горожанах.
Если городская администрация хочет управлять состоянием городского пассажирского автотранспорта, то или она должна, сдерживая тарифы, вводить дотирование для частных перевозчиков (ведь ПАТП-1 получает компенсацию за сдерживание тарифов!), или извиниться перед горожанами и регулировать тарифы так, чтобы транспорт работал.
Увы, чиновники любят приказывать, но не решать проблему. Но я верю в Ваши способности, в Ваши знания и опыт управления. Мне кажется, что Вы можете решать проблемы комплексно и системно. Если, конечно, Вам удастся расколоть толстый многолетний лед хладнокровия чиновников.

Сергей Титов, журналист.
(Официальное письмо отправлено главе города электронной почтой)