Случилось это событие более двух тысяч лет назад, в городке Вифлееме. Он находится в той части мира, что именуют Святой Землёй. И вот в канун этого светлого праздника журналисту «Молодёжной газеты» Ермилу Задорину удалось побывать в этом культовом для христиан всего мира городе. Сейчас он уверен – это путешествие поможет любому христианину увидеть совершенно новый смысл в строках, которые он до этого много раз читал в Евангелии…
Пещера пещере рознь
«Пятым Евангелием» называют Святую Землю путеводители. И действительно, много раз читанное в Новом Завете «слово» здесь обретает свой смысл.
Взять хотя бы тот факт, что Иисус родился в пещере. В нашем понимании это просто жуткие условия для жизни. Воображению рисуются погреба и склепы, полные грызунов, насекомых и летучих мышей. Но, увидев пещеры Иерусалима, я понял, что жить в них вполне можно.
Святая Земля по преимуществу пустынна и камениста. Слагающий её известняк легко обрабатывается и поддаётся воздействию природы. Толща камня сохраняет прохладу среди летней жары, но в то же время не впускает в жилище влагу. А дожди там бывают сильные. Именно поэтому большинство людей в то время выбирали для проживания столь странные, на наш взгляд, места. Одни искали готовые пещеры, другие вырубали их сами.
…Именно в одной из таких пещер, в городе Назарете, что в 120 километрах к северу от Иерусалима, и обитала 15-летняя девушка Мария. Свою единственную и горячо любимую дочь Её родители престарелые Иоаким и Анна посвятили Богу. Именно по этой причине Марию просватали за 90-летнего вдовца, плотника Иосифа, человека доброго, простого, трудолюбивого и честного. Не столько муж, сколько опекун при барышне, годившейся ему в правнучки. Жил Иосиф на другом конце Назарета. В ту пору городишко насчитывал всего-то с полсотни жителей, а потому жениха и невесту разделяли какие-то четыре десятка метров.
Мария была у себя дома, когда к Ней явился архангел Гавриил с вестью о том, что Ей предстоит родить Иисуса, «Сына Всевышнего» и Мессию, явление Которого предрекали пророки.
В наше время на том месте, над небольшою комнатой-пещерой, в которой случилось это событие (Благовещение, как назвали его христиане), воздвигнута величественная и очень современная по архитектуре церковь.
Вифлеем
Вообще говоря, «выпасть» в прошлое на Святой Земле и представить себя если не участником, то хотя бы наблюдателем тех давних событий – не очень получается. Кругом паломники, туристы и местные жители. Постоянная беготня, суета. Особенно досаждают арабы. Эти южные люди невероятно экспрессивны и настойчивы в предложении благочестивой «сувенирки» – четок, открыток, икон, минеральной воды и гранатового сока. Своими приставаниями они сильно сбивают с мыслей, не дают вам насладиться прелестями города, погрузиться в себя, подумать о прошлом, настоящем, будущем…
Хотя, с другой стороны, ведь и тогда жизнь была суетной. Вокруг Иисуса кипела такая же бурная, темпераментная река из людей, лиц и эмоций… Он же и приходил, собственно, к этим шумным, занятым собою людям. Он говорил с ними, с такими, какие они есть, и ведь они его не ждали, они были поглощены своими делами – так же, как и сейчас. В общем, очень спорные ощущения…
…Конечно, Иосиф совсем не обрадовался, узнав об «интересном положении» своей невесты. Ведь он точно знал, что к нему «не причастен». Потерявших честь девушек в то время было принято публично позорить, а потом забрасывать камнями. Добрый и порядочный плотник хотел без скандала «отпустить» бедняжку. Но ему во сне явился архангел Гавриил, который попросил его принять Марию и нелёгкую миссию, стать наречённым отцом Младенца Иисуса.
В Вифлееме, отделённом от Иерусалима всего десятком километров, Мария и Иосиф оказались по необходимости. Римляне, правившие Палестиной, устроили перепись населения, приказав всем израильтянам прибыть, так сказать, к местам «постоянной регистрации». Этим местом для Иосифа был город Вифлеем. Из-за понаехавших туда граждан и чиновников семье не удалось найти места в гостинице, поэтому пришлось довольствоваться углом в чьём-то хлеву, пещерном, по местному обыкновению.
Теперь Вифлеем находится на территории Палестинской автономии. Соседи-израильтяне обнесли Палестину высоченной бетонной стеной, и чтобы попасть к месту рождения Сына Марии Девы, приходится проталкиваться через блокпосты.
Израильские Девушки-солдаты в тёплых зелёных куртках с американскими винтовками кажутся необхватными. А вот стройные арабские юноши-солдаты с «нашими» автоматами Калашникова, наоборот, вызывают только сочувствие, так как явно сильно подмерзают в своих синих щегольских кительках.
Конечно, их зиме далеко до нашей, скорее, она похожа на осень. Температура плюсовая, но сырость и ветер делают своё чёрное дело. Однако есть там и свои климатические особенности – погода за день может несколько раз кардинально поменяться. Как только спадает ветер и выходит солнце, тут же становится очень тепло, и мы ходим в одних рубашках, но спустя полчаса вновь поднимается ветер, и мы натягиваем зимние (!) куртки и закутываемся в шарфы и шапки.
Вифлеемские стены украшают патриотически-воинственные граффити и вездесущая реклама. Особенно забавят знакомые по России бренды, но с надписями и персонажами на местный лад.
Над городом – купола, минареты и колокольни. Дома, в которых живут арабы-христиане, украшают рельефы со святым Георгием, поражающим копьём крылатого змея.
Храм Рождества Христова
Это древнейший из существующих на Святой Земле храмов. Его не разрушили даже солнцепоклонники-персы, которые вторглись в 614 году на Святую Землю и уничтожили всю культовую архитектуру. Вифлеемский храм захватчики пощадили, увидев’ на стене мозаику: три персидских мудреца-волхва поклоняются Младенцу Иисусу. Увы, но минувшие столетия не сохранили этот спасительный сюжет. А вот сам храм стоит до сих пор.
В храм ведёт низкая дверь. Присущие величию места ворота заложили много столетий назад, чтобы отвадить невоспитанных язычников, которые постоянно норовили въехать в помещение на своих ослах, конях и верблюдах. Примерная высота нового входа – метра полтора. Стой поры святому месту волей-неволей кланяются даже самые неверующие. А дверь получила выразительное имя «Врата Смирения».
Внутреннее пространство базилики кажется огромным. Поток людей не задерживается, чтобы полюбоваться величественными колоннами, остатками мозаик и фресок, а сразу устремляется к алтарной части, чтобы, отстояв очередь, сквозь очередные узкие врата и по высоким ступеням спуститься в Пещеру Рождества.
За толчеёй и стремлением быстрее попасть в вожделенную пещеру не все обращают внимание на расположенную здесь же чудотворную икону. Вифлеемской Божией Матери. Глядя на этот образ, создаётся впечатление, что Богоматерь на ней улыбается и как бы благословляет именно тебя. А сколько рядом с ней покоится даров благодарных верующих…
Пещера, где родился Сын Божий
Место Рождения Иисуса отмечено серебряной звездой. Лампады, иконы, старинные ткани, драпирующие стены. Люди встают на колени, горячо молятся, целуют серебряные лучи и тут же щёлкают вспышками фотоаппаратов. А как по-другому – ведь когда ещё вернёшься на Это Место! Сейчас данная пещера кажется довольно большой, но если представить её полною коров и овец – становится ясно, как тесно тут было семье плотника.
В нескольких шагах от места Рождества – вырубленный в скале закуток, ясли, в честь которых зовутся детские учреждения по всему миру. На самом деле так изначально называли кормушки для скота, куда, за неимением лучшего, Богородица положила Новорожденного Младенца.
Сюда поклониться Иисусу приходили окрестные пастухи. И сюда же из далёкой Персии прибыли три волхва-звездочёта, вычислившие время и страну рождения Мессии по появлению на небосклоне новой звезды. Волхвы подарили Иисусу благовония и золото, положив тем самым начало традиции рождественских подарков.
Ощущения, которые мы испытывали во время этой экскурсии, не передать словами. От увиденного и от захлестнувших нас эмоций, лёгкости и радости хочется петь – и мы всей группой начинаем петь по-русски рождественскую песню. Громко, задорно, радостно. Окончив одну, затягиваем вторую. На нас умоляюще смотрят паломники-итальянцы. Нет, не то что наши голоса оскорбляют их тонкий слух. Они тоже хотят попеть и ждут, когда мы замолчим, а их уже поджимает очередная группа – африканцы в пёстрых нарядах. Те уже-на входе опускаются на колени и кланяются, напевая и танцуя. В общем, не описать словами того душевного подъёма, который ощущает человек, находясь в этом Благословенном Месте.
…В родной Назарет Святое Семейство возвратилось не скоро. Правивший Иудеей коварный и жестокий узурпатор Ирод, вызнав от тех самых мудрых, но простоватых волхвов о месте Рождения Царя Иудейского, решил уничтожить Его. Предупреждённый ангелом Иосиф с Марией и Иисусом бежали в Египет. Кровожадный Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и окрестностях, надеясь «прихватить» заодно Иисуса. Уже потом, столетия спустя, раскопанные близ Храма Рождества братские могилы малышей доказали реальность этой печальной легенды.
Спустя три года, когда умер жестокий Ирод, невольные путешественники смогли вернуться к себе домой. Семья, как и положено, поселилась в доме Иосифа. Мужающий Иисус учился у названного отца азам плотницкого мастерства. Несколько лет назад археологи нашли эту мастерскую. В маленьком Назарете заработать было непросто, и Иосиф с Иисусом в поисках заказов много ходили по окрестностям. Чаще всего наведывались они в соседний город Ципорис, буквально – Птицинск, если перевести это название на русский.
Разменявшему вторую сотню лет Иосифу было всё труднее справляться с пилой и рубанком. И Отроку Иисусу, случалось, приходилось прибегать не только к Своим профессиональным навыкам, но и сверхъестественным способностям, чтобы совладать с поставленной работой. Раз, гласят древние рукописи, Иосиф взялся изготовить кровать для одного важного господина. Всё замечательно, но старик не рассчитал, и ложе оказалось едва не на целый локоть (около полуметра) короче заказа! Что делать? Иисус велел Отцу держаться за спинку, а сам потянул с другой стороны и вытянул кровать на необходимую длину!
…Мы уезжали из Вифлеема в жуткий ливень и под раскаты грома. Промокшие солдаты с винтовками наперевес улыбались, глядя на нас из-под своих капюшонов, с которых лилась вода. И в наших душах попрежнему, несмотря на пасмурную погоду, пели птицы и светило солнце. Мы были счастливы, что побывали на этой земле и прикоснулись своими руками к истокам нашей религии.
Ермил ЗАДОРИН