Юрий КОРАБЛЁВ
Вот уже более двух десятков лет власти успешно убеждают россиян в том, что любые, даже самые мелкие реформы неукоснительно имеют очень тяжелые последствия для тех, кого они коснутся, хотя бы краешком. Ульяновский вариант реформ имеет свою специфику, которая более всего напоминает гибрид взбесившегося быка и черепахи.
Вот тебе, бюджетник, и Новый год!
11 января, когда вся трудовая Россия, изрядно поистратившаяся в ходе отмечания двухнедельных новогодних каникул, вернулась-таки к своим рабочим местам, бюджетникам Ульяновска объявили, что полагающуюся зарплату в обозримом будущем они не получат.
Если в лихие 90-е годы прошлого века несвоевременную выплату зарплаты бюджетникам объясняли отсутствием денег в казне, то сегодня речь идет о прямых последствиях очередного реформирования административной системы управления городом. Раньше Ульяновском управляла мэрия. Теперь, после вынужденной отставки последнего мэра Александра Пинкова, городом будут управлять Глава и сити-менеджер. Это означает, что изменяется вся система управления и необходимо переделывать буквально всю документацию, вплоть до последней бумажки. Даже вывески на административных зданиях и зданиях подчиненных им учреждений утратили свою юридическую силу, и их срочно необходимо заменить на новые. Так что январь-февраль объявят двухмесячником художника-оформителя.
При чем тут зарплата бюджетников? А как же иначе?! Ведь обновлению подлежит документация бухгалтерий всех бюджетных учреждений. А это процесс длительный. В некоторых учреждениях денежную оттепель обещают к середине февраля, в других – не ранее начала марта. Как, на какие средства в эти месяцы будут существовать бюджетники, особенно матери-одиночки, не имеющие родственников? Чиновники тоже бюджетники? Это, конечно, так. Но ранее накопленные ими денежные «подкожные отложения», в ввиду разницы в зарплате между чиновниками и остальной массой бюджетников, весьма разнятся. Так что сами бюджетники-чиновники переживут и не такое реформотрясение.
А что, собственно говоря, произошло? Война, пожар, выжегший полгорода, падение метеорита, землетресение? Нет. Всего-то в наказание за провалы в работе ушел на повышение мэр, перестала существовать мэрия. Документы переделывать нужно, никто не спорит. Но почему так надолго — два-два с половиной месяца – бюджетников лишают зарплаты? И чем с 4 декабря по 11 января занимались чиновники? Кто-то из бюджетников в расчете на эти деньги взял в долг у знакомых, кто-то взял кредит в магазине или в банке. Теперь бюджетники должны посылать кредиторов за набегающими процентами к властям города? Да мало ли какие траты могут быть у людей, не ведающих, что им уготовили реформотрясение? К тому же люди имеют вредную привычку пить-есть каждый день. Чем будут кормить своих детей бюджетники? На какие «шиши» добираться до работы? Кто, как и чем за все это будет отвечать перед людьми?
«Классное» кидалово
Не впервые бюджетники становятся заложниками халатности чиновников. В 2010 году, который был объявлен Годом Учителя, начиная с января в ульяновских школах перестали выплачивать деньги за классное руководство. Позже выяснилось, что в федеральном министерстве образования затеяли очередную реформу. Это вылилось в ликвидацию агентства по образованию, через которое поступали средства в регионы. В некоторых регионах чиновники подсуетились заранее и там «классные» деньги выплачивали в обычном режиме. Возмущение ульяновских педагогов тогда было настолько сильным, что в облправительстве даже опасались «бабьего бунта» в школах. Так продолжалось до конца марта. Перед учителями никто не подумал даже извиниться.
Казалось бы, из случившегося должны были сделать соответствующие выводы, чтобы избежать повторения подобного впредь. Не тут то было! С октября по декабрь 2010 года учителям снова и без всяких объяснений не выплачивали «классные» деньги. Так и закончился в Ульяновске Год учителя.
Путин не указ
И снова никаких оргвыводов и предохранительных схем! В результате в ушедшем 2011 году ситуация повторилась. Распоряжением правительства РФ от 4 апреля 2011 года было объявлено о повышении зарплаты учителям.
Еще 26 августа горфинуправление довело до руководства горобразования информацию о предстоящих изменениях в оплате труда учителей. А потом все, как обычно, пошло «другим путем». В итоге даже ко Дню учителя педагоги школ Ульяновска обещанную полгода тому назад прибавку не получили, поскольку не была готова необходимая документация.
На этот раз последовала серия разбирательств. Специалисты контрольно-ревизионного управления проверили прохождение необходимой в таком случае документации и пришли к выводу, что во всем виновата заместитель начальника управления образования мэрии. Ее и отдали на «заклание» бюджетникам. Начальник управления образования Людмила Соломенко поспешила заявить, что к виновнице будут применены жесткие меры в виде объявления ей строгого выговора.
После получения жизненно необходимой серии «пинков» городские чиновники в течение нескольких дней на время встрепенулись — и документы оформили, и деньги учителям выплатили. При этом о жертвах снова ничего не сообщалось. Отсюда несложно сделать выводы о том, что, во-первых, не реформы виноваты, просто реформаторы сплошь супостаты; во-вторых, что в Ульяновске очень любят затевать различные реформы лишь потому, что так чиновникам легче скрыть собственное неумение работать.
Не платим без предупреждения
То, что чиновники вновь отделались «легким испугом», подтверждает практически полное повторение ситуации в системе дополнительного образования Ульяновска, приключившееся осенью того же 2011 года. Тогда аванс за октябрь, который педагогам должны были выплатить еще 15 октября, не выплачивали почти до середины ноября. Причиной стала очередная реформа, затеянная на этот раз в недрах областной системы образования. Суть заключалась во внесении изменений в названия всех учреждений системы дополнительного образования. Если раньше они именовались просто МОУ, то теперь именуются более звучно и гордо — МБОУ! За эту гордость и звучность педагоги системы расплатились тем, что пока оформлялись нужные бумаги, они сидели без денег почти месяц.
Все это происходило на фоне широкомасштабных и громогласных обещаний со всех властных уровней. То Путин пообещает, что уже к 2012 году зарплата школьных учителей сравняется или превысит среднюю зарплату во всех без исключения регионах России. То тогдашний мэр Александр Пинков пообещает всем педагогам поголовно доплачивать 1 тысяче рублей ежемесячно сверх зарплаты, компенсировать 50% квартплаты, а молодым воспитателям детсадов вообще по итогам первого года работы выплачивать по 20 тысяч рублей, по итогам второго года — 40 тысяч, по итогам третьего — 60 тысяч! А что вы хотите? Ведь накатывались выборы в Госдуму. Ну и где Пинков сейчас? Какой с него спрос?
Неудобные вопросы
Именно поддержка бюджетников была самым «лакомым куском» для всех искателей счастья на политическом поприще. Ну и где сегодня пикеты в защиту обиженных бюджетников представителей всех политических партий возле мэрии и управления образования? Где разъяренные «медведи» из числа депутатов, искореняющие чиновников-супостатов? Где, в конце-концов, двукратный депутат Госдумы от Ульяновской области, председатель комитета ГД по образованию Георгий Балыхин? Где многократный чемпион и всю свою трудовую биографию бюджетник Владислав Третьяк, недавно публично заявивший: «Так что теперь я уже считаю себя ульяновцем»? Каким образом они защищают интересы ульяновцев? Почему эти «наши ульяновские» и другие депутаты ГД от Ульяновской области не метнулись «пулей» в Ульяновск и не заставили чиновников работать в три смены, чтобы сократить оформление документации до минимума времени?
Момент истины
Особые вопросы к первой Главе Ульяновска Марине Беспаловой. Вы в самом деле намерены сломать систему презрения к бюджетникам со стороны чиновников, наводить порядок в системе образования и вообще в бюджетной сфере с деятелями вроде Мидленко и Соломенко и их клановым окружением? Они уже пережили не одного градоначальника. Поскольку им все сходит с рук, у них есть все шансы впредь пережить столь же безнаказанно еще ни одного.
Кроме самых острых на сегодняшний день проблем (очистки улиц и дворов ото льда, тепла в домах), они уже подбросили Вам третью проблему с безденежными бюджетниками, которая грозит растянуться вплоть до мартовских выборов президента. А они не за горами.
Тем временем чиновники мэрии-администрации продолжают на «всех парах» трудиться во благо ульяновцев. 11 января, в день, когда бюджетникам велели временно забыть о зарплате, городское Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнерства объявило о проведении телефонной горячей линии по вопросам задержки выплаты зарплаты. А у кого искать защиту десяткам тысяч бюджетников?