17 января в Министерстве транспорта области прошло первое собрание нового Общественного совета по организации общественного транспорта. Встреча названа «координационной».

Основная причина создания нового Общественного совета – прямое поручение Президента, на которое вынужденно среагировали областные власти.

Несмотря на это, цели, задачи и возможности Совета выглядят на первый взгляд достаточно перспективными. Так, Общественный совет получает возможность влиять на формирование лотов маршрутов транспорта, участвовать в разработке новых маршрутов, влиять на требования к организации перевозок, на формируемое сезонное расписание движения и т.д. Казалось бы, общественность получила реальный рычаг влияния через власть на перевозчиков. Но так считают далеко не все участники Совета.

Так, председатель общественной организации «Ульяновцы за трамвай» Андрей Елисеев, вошедший в Общественный совет, считает, что это простая формальность. «Собрался междусобойчик, все заинтересованные лица» – говорит Андрей. По его словам, к реальной общественности среди членов совета можно отнести лишь четыре человека, включая и его самого. Все остальные «общественники», который больше десяти человек, так или иначе связаны интересами либо с транспортными властями либо с перевозчиками.

«Все превратится в фикцию» – высказывается Андрей и приводит конкретный пример. На заседании Совета он предложил оснастить общественный транспорт валидаторами и ввести единую электронную карту проезда. Опыт соседних регионов показывает, что это резко снижает масштабы воровства и тем самым увеличивает наполняемость бюджетов автотранспортных предприятий. В ответ чиновники предложили оснастить для пробы подобной системой лишь один маршрут.

«Глупость» – негодует Андрей, «кто вообще будет знать про эту электронную карту и где-то её искать, чтобы ездить всего на одном маршруте! Зато у чиновников появится повод спустить идею «на тормозах», ведь опытная эксплуатация со всей очевидностью покажет, что система не работает». И добавляет, что область вообще боится подобных систем, ведь в них будут учитываться все льготники, а значит, их проезд придётся компенсировать из бюджета.

Понятно, что никаких рычагов для «продавливания» подобных идей у Общественного совета нет, но может быть удастся хотя бы улучшить схему маршрутов? Но и здесь возможности Совета весьма невелики. Да, он может предлагать изменить схему того или иного нового маршрута, но выбор всё равно останется за перевозчиком. Выкупать удобные для людей, но не самые выгодные маршруты? перевозчики попросту не будут. Конечно, можно схитрить и добавлять такие маршруты в другие лоты, но при нынешнем составе Общественного совета такой трюк вряд ли будет эффективным. Аналогичная ситуация и с формированием расписания и требованиями к организации перевозок. Общественный совет может лишь что-то рекомендовать, но реального влияния, по мнению того же Андрея Елисеева, иметь не будет.

Тем не менее, Совет под руководством П.Е.Данилина, начальника отдела автомобильного транспорта и безопасности перевозок Министерства, планируется собирать ежемесячно.

Одновременно на уровне города также создали практически аналогичный Совет, названный общественным советом пассажиров. Идея этого совета – общественный контроль над перевозчиком, создание своеобразных механизмов влияния. Но и здесь, по словам Елисеева, больше формализма, чем пользы. Практическое отсутствие реальных рычагов влияния будет ощущаться и здесь – скорее всего, работа сведется к «косметике», но не затронет наиболее животрепещущих вопросов.

Среди основных – «расхлябанность» перевозчиков, которые попросту не соблюдают расписание, выпускают в рейс неисправные машины, пренебрегают правилами безопасности перевозок и т.д. Именно с этого и надо начинать наведение порядка. Но здесь оказывается важнее не формализованное мнение общественности, а вполне конкретная воля властей, твердое желание с их стороны навести порядок. В этом случае специалисты – транспортники вполне могли бы стать реальными помощниками хотя бы на уровне идей. Увы, но, судя по всему, серьёзного спроса на подобные «услуги» со стороны власти нет, так как реальный порядок подразумевает, по сути, кардинальную перестройку транспортной схемы города. Очевидно, что на это власти не пойдут, ограничившись доступной «косметикой». Можно с высокой степенью вероятности предсказать исход всей «транспортной» общественной эпопеи – незначительно изменят пару маршрутов, внесут пару правок в расписание, немного поговорят и через некоторое время все эти Советы сойдут на нет…