Людмила Дуванова
Тяжело детство детишек без игрушек. Вот учится ребёнок в ПТУ, а игр у него – никаких, кроме компьютерных «стрелялок». Одноруких, но любящих играть бандитов и тех истребили. Однако детей в такой беде не оставят – многоумные взрослые Чипы и Дейлы всегда готовы предложить будущему России увлекательные массовые игры. Да не простые, а интеллектуальные!
Может, для многих будет новостью, но уже с декабря в области проходит региональный (это поветрие во всём ПФО) этап «массовой правовой игры «Гражданиада». Видимо, для того, чтобы повысить самооценку участников, чиновники уважительно называют их «студентами» среднего и начального профессионального образования. Вообще-то студентами – даже в средневековой Европе – считались «мученики» университетской науки, а не ученики ремесленной школы, ну да что нам до этого?! Игра, которая завершится лишь в мае, имеет сверхсовременный месседж: «интерактивная интеллектуальная». Как-то в одной из командировок попросила местных сельских пэтэушников написать название предложенной высоким чиновным собранием игры. Получилось весомо: «ГражданЕада». Хорошо хоть не раздельно накорябали. Если попристальнее вглядеться, на чём базируется игра, то понимаешь, каких граждан хочет видеть власть. Во-первых, «студенты» среднего и начального образования должны знать, как защищать «права РЕБЁНКА и ЧЕЛОВЕКА», во-вторых, знать Конституцию, в-третьих, Конвенцию о правах ребёнка, в-четвёртых, историю родного края. Всё! Но вот вопрос: почему изучать такие в принципе несложные, но интересные темы можно лишь играючи? Не потому ли, что во взрослой жизни им не найдётся применения? Выходящие за рамки среднего интеллекта знания участников игры «Что? Где? Когда?» Также не применимы в реальной жизни, но они хоть деньги и славу мозгами зарабатывают. Нашим же «студентам», победителям в «регионалке», это даст только возможность принять «участие в поволжском финале». Цель «мероприятия», в трактовке областного «Молодёжного инициативного центра», – «повышение правовой грамотности современной молодёжи». Соблюдению каких прав и обязанностей может научиться молодой человек, загодя разделяющий права ЧЕЛОВЕКА и РЕБЁНКА? Что же есть тогда сама молодёжь – уже не ребёнок, но ещё и не человек? Что за промежуточный вид homo sapiens выведен в России? А какие права даст игроку-«студенту» знание истории родного края? При разработке правил интеллектуальных игр важную составляющую – и это ни для кого не секрет – имеет интеллект самих разработчиков. Даже «стрелялки» могут нести и патриотический, и националистский посыл.
Власть много и часто глупо заигрывает с молодыми, а потом удивляется их инфантильности. Я не призываю «студентов» среднего и начального образования строить узкоколейку в одном сапоге, как Павка Корчагин, но сдаётся мне, что прочитать «Как закалялась сталь» всё же полезнее, чем поиграть в Конвенцию и Конституцию (кстати, неплохие имена для будущих детей правово грамотных «интеллектуалов»).
Гораций, древнеримский поэт: «Отличай прямое от кривого».