В спорте начинал с футбола. На один из хоккейных сборов его не взяли потому, что не состоял на тот момент в комсомоле. За команду мастеров забил всего два мяча. Казалось бы, какой тут «герой» серии? Ан нет! Сегодняшний герой – настоящий. Николай Синьков – один из долгожителей ульяновской “Волги”, начинавший карьеру еще в чемпионатах СССР и поигравший за ульяновскую команду при восьми тренерах. И всегда служивший ей верой и правдой.
– Твой спортивный путь начинался с футбола. Почему он не продолжился на зеленых полях?
– Да, в первом классе пришли в секцию на стадион “Волга”. Пришли, потому что я был не один, а с друзьями. А у них у каждого старший брат там занимался. Но что-то не склеилось, и я ушел в танцы. Но и это мое увлечение длилось недолго. Снова – стадион “Волга”, тот же тренер – Владимир Михайлов, вот только секция была другой – по хоккею с мячом.
– Сразу все стало получаться?
– Совсем нет. Клюшкой владеть – да, а вот коньковая подготовка сразу “захромала” – мои сверстники, занимавшиеся уже два года, легко меня обходили. Очень помог Геннадий Иванович Печканов. Он очень многое мне дал, в том числе и амплуа определил на всю жизнь. Я ведь в футболе начинал нападающим, и в хоккей когда пришел, им же стал. А вот в хоккее на траве – мы им летом занимались – играл в середине поля, центральным полузащитником. Но с 13-летнего возраста Геннадий Иванович решил перевести меня в оборону, о чем я нисколько не жалею. К тому же в современном хоккее такого уж четкого разделения на защитников и нападающих не существует. Каждый должен уметь на поле делать все.
– Однако из юниорской команды во взрослую “Волгу” на сбор первым взяли именно тебя…
– Учился я тогда в восьмом классе, а поехали мы в Пензу. Помню, тогда еще ребята надо мной подшучивали: “А к Афанасенко как будешь обращаться – Николай Иванович или дядя Коля?”. Честно скажу, как обращался на самом деле не помню. А вот то, что не взяли меня на последний сбор юношеской сборной СССР перед первенством мира – запало в душу. Наверное, потому, что совсем не по спортивному принципу “прокатили” – в райкоме комсомола сказали, что сначала надо вступить в ряды ВЛКСМ.
– Твой дебют пришелся на не совсем хорошее время для “Волги”…
– Да, сезон 1989-1990-х годов получился провальным. Проигрывали почти всём подряд. Можете себе представить – у меня первый выезд со взрослой командой, а мы “летим”, причем фактически без шансов, по очереди – в Хабаровске, Кемерово, Красноярске, Абакане и Омске… Я же имел достаточно много игровой практики потому, что 18-летний игрок – а я совершеннолетие отмерил – должен был по Положению о чемпионате проводить на поле не менее 30 минут. Играл в паре с Раипом Фасхутдиновым.
– Голы ты забивал очень редко, зато, наверное, и запомнил их хорошо?
– Даже не сколько голы, а сколько тот факт, что, к примеру, после первого забитого, кажется, “Маяку” из Краснотурьинска, летел к своим воротам практически полполя на крыльях. Меня партнеры только за центральной линией “поймали” в объятия, а Дима Козлов успел прокричать: “Ты в атаку бежал медленнее, чем сейчас назад несешься!”. Кстати, я еще и в Кубке один забил.
– Как “долгоигрок” ты повидал на своем веку многих тренеров. Кто больше запомнился?
– Все, потому что настоящие и разные. У Терехова, Курова, Рушкина, Гаврилова и Манкоса были свои взгляды на хоккей, скажем так, советские. У Наумова – свои. С приходом Батова и Иевлева “Волга” заиграла совсем по-другому.
– На одной из встреч команды с болельщиками ты пел под гитару…
Перед этой встречей руководство команды встречалось с игроками, обсуждало план вечера, и хотелось сделать болельщикам что-то необычное. Когда же узнали, что я на гитаре играю, то все вопросы отпали сами собой. Кстати, инструмент в руки я взял достаточно поздно – в 18 лет. Играю в основном для себя. Вот, на встрече с болельщиками выступил. А еще один раз почти целый “концерт” перед ребятами из команды дал. Это когда мы на сборах в Швеции были. Раньше даже сочинять пытался, теперь же просто пою чьи-то песни.
– На встрече с болельщиками ты исполнил песню группы “Любэ “. Это твоя любимая группа?
– Нет, просто песня хорошая. А вообще мне больше нравится рок-музыка: “Аквариум”, “Чайф”, “ДДТ”.
– Ульяновские болельщики действительно такие неповторимые?
– Таких болельщиков, как у нас, больше нигде нет. Когда ты с мячом и трибуны ревут, то прямо мурашки по коже. Кое-где по своему, как-то особенно, пытаются поддерживать любимую команду, но получается это не очень красиво. Помню, в Кирове во время подачи угловых соперником по всему стадиону раздавалось… мычание коровы.Но,на мой взгляд, это прямое неуважение к сопернику.
– Самый памятный и самый негативный моменты в твоей карьере?
– Самый памятный – домашняя победа над.”Водником” в 1997 году со счетом 7:0 и “бронза”, завоеванная в том же сезоне. А вот негативного припомнить ничего не могу.
– И даже травмы?
– Это часть спорта, куда без них? Были и у меня серьезные: коньком порвали мышцу ноги, мениск пришлось удалять. А самая неприятная – повредили глаз, зрение упало до 0,4, потом немного выровнялось, да не до конца… Бывает, иногда предметы чуть-чуть как бы двоятся.
– Но ведь место в основном составе “бронзовой” команды тебе не сразу досталось?
– Ну, тогда еще не “бронзовой”, но состав подобрался приличный. В том числе в обороне. Я первые то ли одиннадцать, то ли двенадцать матчей сезона 95-96-х годов даже не раздевался, был в запасе. Играли Логинов, Гайфуллин и Иванов. Но потом Володя получил травму, и против московского “Динамо” я вышел. С тех пор играл регулярно, в том числе и в “бронзовом” сезоне.
– Какой из матчей получился лично у тебя больше других?
– Получился – не получился, не мне оценивать. Но было труднее и интереснее всего в игре против “Старта” дома (11 февраля 1997 г. “Волга” выиграла со счётом 4:3. – Прим. О.Т.). Мы тогда еще в обороне играли так: Юра Логинов с Раисом Гайфуллиным составляли пару центральных защитников, я играл перед ними. К концу сезона Юра стал твердо играть последнего защитника, мы с Раисом – перед ним. А тогда, помню, в том матче мне пришлось ой как набегаться… Стартовцы все здоровые, быстрые – что в атаку, что назад неслись на всех парусах. Порой и не успевал – пару раз удалился. Но команду в итоге не подвел – мы выиграли очень важный матч. Почти сразу после него уезжали в турне Киров-Сыктывкар, так я в автобусе сидел, словно выпотрошенный. Все эмоции остались на льду.
– А ведь игру-другую в том чемпионате мог и пропустить…
– Наверное, речь идет о матчах с армейцами Екатеринбурга? Похоже, и тренеры не знали, что у меня высокая температура была. Я, конечно, рисковал – ведь игрался четвертьфинал, любая ошибка – гол – и команда вылетает. К тому же игры складывались очень напряженно, и мы победили с большим трудом (1:0 и 2:0. – Прим. О.Т.). Но я очень хотел быть полезным команде и очень старался (в обоих матчах Николай вышел в стартовом составе, а в итоговых протоколах получил оценки 4 и 5. – Прим. О.Т.).
– Вот и получилось, что только ты и Андрей Котачев тогда не пропустили ни одной игры. Да и в целом ты на данный момент – рекордсмен “Волги ” по проведенным за нее матчам. В чем секрет твоего такого долгого и верного спортивного служения “Волге”?
– Секрета никакого нет. Просто я люблю Ульяновск, люблю “Волгу”, люблю наших болельщиков. И у меня никогда не возникало желания переехать в другой город.
Из досье «Чемпиона»
Николай СИНЬКОВ
Родился 31 августа 1971 г. в Ульяновске. Воспитанник ульяновского хоккея. Первый тренер – Г.И. Печканов. Защитник. Играл за «Волгу» (Ульяновск) и «Старт» («Нижний Новгород). За «Волгу» с 1988 г. сыграл 27 матчей в чемпионатах СССР. В чемпионатах России сыграл 301 матч, забил 2 гола, из них 283 матча и оба гола – за «Волгу». Рекордсмен по количеству сыгранных матчей за «Волгу» в чемпионате России. Третий призер чемпионата России. Финалист Кубка России. Третий призер Кубка мира. Победительтурнира команд первой лиги. Серебряный призер первенства СССР среди юниоров и бронзовый призер первенства СССР среди юношей. Двукратный чемпион и двукратный серебряный призер чемпионатов России по мини-хоккею. Мастер спорта России.
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
После окончания сезона 1997-1998 годов газета «Чемпион» провела опрос с целью определить пять лучших игроков команды. Из 49 опрошенных болельщиков фамилию Синькова назвали трое. А вот из 21 специалиста (тренеры и ветераны «Волги») Николая в свой список включили шестеро причем половина из них -под вторым номером!
ИГРА ЦИФР
С 77-й минуты домашнего матча «Волга» – «Родина» (22 января 1997 г., 4:3) началась самая длинная в «бронзовом» сезоне «сухая» серия вратарей «Волги», продлившаяся 261 минуту (4 часа 21 минуту игрового времени). Серия началась после гола Эдуарда ПАТРУШЕВА и продлилась через «сухие» победы над «Зорким» и «Водником» (25 и 28 января 1997 г., 2:0 и 7:0 соответственно) до 65-й минуты также домашнего матча «Волга» – «Локомотив» (8 февраля 1997 г., 10:4), когда ворота «Волги» распечатал Вадим ГОРШУНОВ. Ворота «Волги» защищали: Олег ШУБИН, Алексей АГАФОНОВ и Сергей КУЗНЕЦОВ.
207 минут (3 часа 27 минут игрового времени) длилась вторая по продолжительности «сухая» серия: от гола Олега ПОЛЕВА на последней минуте в Екатеринбурге против местного СКА (20 февраля 1997 г., поражение 4:6), через две «сухие» победы над армейцами дома (23 и 24 февраля 1997 г., 1:0 и 2:0) до 26-й минуты гостевого поединка с «Сибсельмашем» (28 февраля 1997 г., поражение 3:5), когда «Волге» забил Михаил ЮРЬЕВ. Эта серия – заслуга Олега ШУБИНА и Сергея КУЗНЕЦОВА.
В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ
– Глава администрации области Ю. Горячев обратился через одну из газет к ульяновцам с вопросом: «Нужно ли проводить сельскохозяйственные ярмарки?».
– В Доме техники в Ульяновске открылся «Маркетинговый центр».
– Церемония открытия мемориальной доски писателю В. Цирульникову прошла на его малой родине – в селе Кайсарово Цильнинского района.
– Четырьмя выстрелами из пистолета ранен в грудь и руку заместитель директора коммунального предприятия «Левый берег» А. Сазонов.
– Баскетбольный клуб «Димитровград» в товарищеском матче победил дубль команды «Самара» со счетом 93:67.
Олег ТИШАКОВ