Случаи с распылением сразу в нескольких учебных заведениях Ульяновска слезоточивого газа и последующие за ними проверки выявили многочисленные нарушения прав несовершеннолетних.
Напомним, 14 января в детскую областную больницу были доставлены 13 учащихся школы №62 в возрасте от 11 до 16 лет, пятеро из них попали в реанимацию. Все они пострадали от токсикологического отравления – двое девятиклассников с целью сорвать урок распылили на третьем этаже здания газовый баллончик «Шок-перцовый».
В результате занятия в ту субботу были отменены. Однако в итоге проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района, выяснилось, что, несмотря на сильный запах газа, дети были выведены из помещений лишь спустя полчаса, и то только после неоднократных обращений школьников к педагогам с жалобами на плохое самочувствие. При этом обратившиеся за помощью ученики были оставлены в медицинском кабинете, в котором также ощущался едкий запах газа.
Выяснилось также, что с 12 по 14 января в школе отсутствовала медсестра, обязанная обеспечивать дежурство. Накануне ЧП она была направлена на курсы повышения квалификации, об этом знало руководство школы, но не позаботилось о замене.
Не проконтролировало ситуацию и отозвавшее медсестру руководство детской городской поликлиники №4.
Также в ходе проверки были выявлены недостатки в работе полиции с «трудными» подростками. Распылившие газ девятиклассники состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних с 2010 года, однако за все это время работа инспекторов в их отношении ограничилась рапортами о проведении формальных бесед по месту жительства или учебы. Наконец, выяснилось, что охранник школы был заранее предупрежден вахтером о готовящейся акции, но не предпринял никаких попыток предотвратить действия учащихся и не сообщил об этом руководству школы.
Аналогичное ЧП произошло спустя два дня в профессиональном училище №2, на этот раз медицинская помощь потребовалась шести учащимся. Расследование этого случая продолжается до сих пор. Между тем, судя по комментариям интернетпользователей, в настоящее время подобные «шалости» школьников носят массовый характер и сходят хулиганам с рук, потому что само руководство учебных заведений старается не предавать любые ЧП огласке.
Прокуратура обращает внимание и на еще один довольно распространенный вид нарушений со стороны чиновников и директоров образовательных учреждений – использование помещений и территорий школ и детсадов не по назначению. Так, в конце прошлого года был установлен факт незаконного использования части хозяйственного помещения школы №10 фирмой, занимающейся сваркой, монтажом и реализацией металлоконструкций. Директор школы, не имея права самостоятельно распоряжаться казенным имуществом, заключил договор о сотрудничестве с фирмой, по которому предоставил площади в пользование «с последующим оформлением земельно-правовых документов». Причем производственная деятельность на территории школы не мешала успешно проходить приемку перед началом учебного года. В заволжской школе №9 помещениеплощадью 200 квадратных метров директор также незаконно предоставил предприятию по изготовлению мебели. В сельских школах массовый характер приобрела практика предоставления школьных столовых и спортзалов для проведения свадеб и поминок. К примеру, директор средней школы села Малая Хомутерь в прошлом году за 2500 рублей предоставил частному лицу столовую для проведения мероприятий, связанных со свадебными торжествами. Однако, как было установлено прокуратурой Барышского района, использование школьного помещения производилось без согласия собственника и заключенного договора, без проведения обязательной экспертной оценки последствий аренды помещений школы и без учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. Поминальные обеды, а также мероприятия, посвященные религиозным праздникам «Курбан байрам» и «Ураза байрам», проводились в семи школах Новомалыклинского и Кузоватовского районов.
В кабинеты трех школ Новомалыклинского района в нарушение правил заселились администрации сельских поселений. Часть здания детского сада «Бригантина» в Ульяновском районе чиновниками района была передана филиалу ООО «РИЦ-Новоульяновск» без предварительных экспертиз последствий. Димитровградские чиновники решили сдавать муниципальное имущество оптом и передали двум фирмам пищеблоки сразу всех 29 местных детских садов.
Бывший ведомственный детсад по улице Октябрьской в Ульяновске был передан в муниципальную собственность в 2010 году. Объект был включен в городскую целевую программу «Развитие доступного дошкольного образования в МО «Город Ульяновск» в 2010-2012 годах», однако расходы на ремонт дошкольного учреждения не предусмотрены до сих пор.
Дмитрий Минаев