Из органистов мирового уровня – самая удивительная Екатерина Мельникова. Рассказывая о ее творчестве, так и хочется постоянно говорить «она впервые». А еще – «единственная из российских органистов». Она окончила две аспирантуры – Московской консерватории и Лондонской Королевской академии музыки, причем в последнюю ее приняли без экзаменов и дали грант на обучение. Будучи аспиранткой, уже играла несколько концертов в Вестминстерском аббатстве – а этой чести удостаиваются лишь лучшие музыканты мира. Профессионально училась индийскому классическому танцу, выступала перед самим Святославом Рерихом. Ее органные транскрипции (аранжировки и переложения знаменитой музыки для органа) издаются в США и исполняются многими музыкантами. Даже на инаугурации органа в Принстонском университете концерт открывался «Карнавалом животных» Камиля Сен-Санса в ее органной версии.
Стройная девушка, изящная на фоне массивной многоэтажной конструкции металлических труб, в дизайнерской одежде – совершенно непривычно, если сравнивать с укоренившимся образом органного исполнителя. Она впервые (пора, наконец, употребить это выражение) ввела, казалось бы, архаичный инструмент – орган – в формат шоу-программы и окончательно сломала стереотип органного концерта как исключительно академического вечера.
– Все годы, что выступала на сцене, я внутренне чувствовала стремление играть не то, что принято в органных абонементах, а совершенно иную музыку. Если классику – то знаменитую и популярную. Если современную – то известную, которую любят люди в зале. Чтобы у всех было радостное настроение.
Ее программы на протяжении многих лет неизменно собирали аншлаги. Она делала удивительные вещи – соединяла этнические инструменты с органным звуком, включала в программы индийские танцы в собственном исполнении. Но настоящая «бомба» была впереди. В апреле 2010 года самая ее известная программа, «Истории любви», вышла в формате современного шоу в Концертном зале им. Чайковского в Москве. Два часа музыки, льющейся из органных труб без единой паузы, – микс из произведений более чем 30 композиторов – зал слушал, затаив дыхание.
– Нужно раскрыть все возможности инструмента, все наборы его тембров – а их почти никогда не используют – и зритель ахнет, – уверяет Екатерина. – Но самое сильное впечатление – когда живой звук органа сочетается с современным сценическим светом, дымом, а на экранах – видеоинсталляции.
Постоянно удивлять – тоже искусство, не каждому исполнителю дано. Но Екатерина пошла дальше и бросила вызов публике, привыкшей к академическим концертам и инструменту, который, кажется, навсегда привязан к церковной тематике, вечности и космосу. И оказалась права: в дни перед концертом часто невозможно купить билет на ее перформанс.
– Самый сложный шаг для меня как исполнительницы, получившей классическое академическое образование, был изменить восприятие зала со «слушателей» на «зрителей». Ведь обычно орган слушают. Но я сделала новый жанр – органный перформанс: а это и современное визуальное оформление – свет, видеоинсталляции. И совершенно другая музыка.
11-12 февраля, в канун Дня всех влюбленных, Екатерина Мельникова выступает в Концертном зале Ульяновской филармонии с инсталляцией «Истории любви»: музыкальный двухчасовой нон-стоп из знаменитой музыки от популярной классики до Э. Морриконе, Я. Тьерсена, М. Таривердиева, А. Петрова, Э. Ллойда-Уэббера и др. 11-12 февраля, Ульяновская филармония. Начало концертов в 17.00. Телефон кассы (8422) 41-83-16.