Георгий Кузнецов
Кому-то техосмотр бесконечно далёк, кому-то – видится проблемой.
Как исполняется в Ульяновской области подписанный президентом первого июля 2011 года Федеральный закон ФЗ-№170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С нового года ГИБДД лишена полномочий по проведению технического осмотра транспортных средств. Теперь это право имеет любой автосервис, имеющий соответствующее диагностическое оборудование, технического эксперта в штате и возможность передавать сведения о результатах в единую автоматизированную информационную систему страны. Аккредитовывает операторов техосмотра Российский союз автостраховщиков.
Учитывая охват новшеством самых широких слоев населения и вероятность определенных накладок на первом этапе их реализации, президент Дмитрий Медведев поручил своим полномочным представителям в федеральных округах и главам регионов тщательно контролировать вероятность возникновения любых проблем. В прошедший четверг губернатор Сергей Морозов провел первое заседание специальной рабочей группы. Обсуждались новая стоимость ТО, достаточность числа операторов в области, качество их работы и возникшие в ходе реализации ФЗ-№170 проблемы.
Цена осмотра теперь рассчитывается по специальной формуле для каждого региона и для каждого вида автотранспортных средств, но не может превышать максимальную, установленную Федеральной службой тарифов (958,5 рубля без НДС). Исходя из этого, в Ульяновской области владельцам, к примеру, легковых автомобилей ТО с первого января обходится в 350 рублей. Дешевле в Поволжье только техосмотр в Мордовии – 340. Напомним, что в прошлом году в дополнение к самому осмотру «легковушки» (254-274 рубля в зависимости от вида двигателя) приходилось оплачивать еще и госпошлину в размере 300 рублей. В итоге снижение стоимости ТО для этого транспорта в области составило 37 процентов.
Не так идеально, как с ценой, обстоят в регионе дела с количеством операторов техосмотра. Разработанную федералами методику расчета обеспеченности пунктами ТО у нас пока применить не могут – необходимо «разбить» 333 тысячи зарегистрированных в области транспортных средств по видам и по муниципальным образованиям, что получится сделать только к первому марта. Пока же право именоваться «оператором ТО» имеет 41 пункт, уже получивший логины и пароли для вхождения в общероссийскую базу. В ближайшее время к ним добавятся еще два, что даст 55 диагностических линий. К этому необходимо добавить, что шесть из 41 областного оператора имеют право проводить ТО только в сухую погоду, потому что располагают открытыми площадками. Впрочем, как заверил глава областного минпрома Андрей Тюрин, очередей пока нигде не наблюдается. Единственный сбой, произошедший в Новоспасском районе, связан с временной нехваткой бланков талонов, выдаваемых после осмотра, и практически сразу разрешен.
Кстати, именно нехватки талонов опасались в области в первой декаде января. Как выяснилось, для беспокойства причин не было. Из 7653 бланков, выданных операторам, на день совещания было востребовано 3481. Исходя из того, что в первом квартале прошлого года ТО в области прошло 12 тысяч автотранспортных средств, этого, вкупе с находящимися в ГИБДД 20 тысячами талонов, хватит с лихвой. Весной же должны появиться у операторов и уже заказанные в «Госзнаке» документы нового образца. На самый крайний случай достигнута договоренность с самарской ГИБДД, готовой снабдить нас любым (до 100 тысяч) количеством квитанций. При этом, по максимальным оценкам, ТО в области в 2012 году должно пройти 70-90 тысяч авто-средств.
Увы, вместо этого появились проблемы иного рода. Во-первых, это касается технических экспертов.
Законом довольно жестко регламентировано их образование. Либо это профессиональная «вышка» по узкому кругу специальностей, либо высшее или среднее техническое образование с дополнительными курсами. На данный момент половина специалистов, претендующих на звание «технического эксперта», необходимыми документами не обладает. УлГТУ готов принять их всех на соответствующие курсы, по окончании которых можно будет работать по специальности «эксперт по техническому контролю и диагностике авто- и мотосредств». Но. Программа обучения занимает 500 академических часов (не менее 12 недель), а главное – ее стоимость составляет 28 тысяч рублей. (В ближайших вузах, работающих по этой тематике, – в Саратове и в Нижнем Новгороде – она немногим выше). Самое страшное, что, по словам завкафедрой машфака УлГТУ Михаила Обшивалкина, в области уже появились эмиссары из Орла и Пензы, предлагающие дистанционное обучение этим курсам за чуть меньшую цену – 25 тысяч. Что такое дистанционное обучение техническим специальностям – можно только догадываться…
Второй проблемой следует назвать деятельность в регионе московского ЗАО «Техосмотр», прикрывающегося «Росгосстрахом». Мало того, что все налоги ЗАО уходят из области и оно отбивает хлеб у наших операторов, так и талоны, выдаваемые им, не подразумевают под собой проведение ТО. Фактически при наступлении страхового случая возможен вариант отсутствия выплат потерпевшим. По сути, налицо элементарное мошенничество. Слабым утешением является то, что это – проблема российского уровня. Калужская, Владивостокская и Хабаровская области уже обратились по факту деятельности «Техосмотра» в ГИБДД РФ, нами же пока поданы только заявления в областной ОБЭП и в прокуратуру. Увы, тысяча ульяновцев успела заплатить за ТО именно мошенникам…
К выявленным вопросам губернатор добавил всего два. Предусмотрены ли областным законодательством какие-либо льготы по оплате ТО, к примеру, для многодетных семей? И какие меры поддержки область должна разработать, чтобы простимулировать представителей бизнеса для строительства недостающих станций ТО, переоснащения имеющихся и переобучения кадров?

ДОСЛОВНО
Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области:
– Как нам выстроить обратную связь с населением по насущным проблемам техосмотра? Как распространить систему мониторинга этих вопросов на уровень муниципальных образований так, чтобы она не превратилась в кошмар для бизнеса? Ведь если сегодня придут проверять регионалы, завтра – федералы, а послезавтра – муниципалы, когда людям работать?

Кроме того
С первого января новые автомобили, которым не исполнилось трех лет, больше не должны проходить техосмотр.
Автовладельцы будут получать талон автоматически сразу при регистрации. Именно так это делается и сейчас, в переходный период. Машинам от трех до семи лет нужно проходить его уже раз в два года. Это касается и грузовиков до трех тонн. Для автомобилей старше семи – техосмотр становится ежегодным.
Все, кто занимается перевозкой пассажиров, то есть такси, автобусы и маршрутки, должны будут проходить техосмотр каждые полгода. Грузовики свыше трех тонн, спецтранспорт (полицейские машины, «скорая помощь») – раз в год. Освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонны.
Пройти техосмотр можно будет в любом месте по собственному желанию. Он больше не привязан ни к месту жительства, ни к региону, в котором зарегистрирована машина.