Этим вопросом всё чаще задаются ульяновцы. Возможный рост стоимости пассажирских перевозок и качество предоставляемых транспортных услуг обсудили члены Общественной палаты Ульяновской области в ходе расширенного заседания Совета региональной палаты. В заседании приняли участие представители правительства Ульяновской области, городской администрации, перевозчиков и общественности.
Представив участников дискуссии, председатель ОП Ульяновской области Нина Дергунова отметила, что городская система общественного транспорта по-прежнему остается «диким рынком», где отсутствуют механизмы контроля за деятельностью его участников.
Предполагается ли повышение тарифов на услуги общественного транспорта, и каким образом сегодня формируются тарифы в данной сфере, рассказала руководитель отдела экономического анализа Департамента по урегулированию цен и тарифов областного министерства экономики Ольга Крючкова: «В соответствии с законодательством, право установления цен на проезд находится в ведении субъектов РФ. В нашем регионе расчет производится на основании данных, предоставленных министерством промышленности и транспорта Ульяновской области, при этом утверждение тарифов всегда является компромиссным решением. Оно осуществляется с учетом так называемого «критерия доступности» – верхней планки стоимости, которая зависит от величины средней зарплаты по региону и сегодня составляет около 15 рублей.
По словам Ольги Анатольевны, согласно данным рейтинга, Ульяновская область занимает 11 место в ПФО по стоимости проезда в пригородных автобусах и трамваях, 6 – по муниципальному автотранспорту, 8 – по частным маршрутным такси. «С недавнего времени на «горячую линию» министерства поступает немало звонков от перевозчиков с требованиями увеличить стоимость проезда, чтобы повысить заработную плату сотрудникам отрасли, составляющую 7-8 тыс. рублей. Однако не вызывает сомнений, что эта сумма значительно занижена, поскольку водители скрывают свои реальные доходы», – отметила Ольга Крючкова.
Наиболее активное обсуждение вызвала поднятая директором областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова Юлией Володиной проблема отсутствия транспорта на улицах Ульяновска в вечернее и ночное время. «Чтобы уехать домой после 21.00, «маршрутку» приходится ждать по 30-40 минут. Горожане помнят, что вплоть до осени 2010 г. существовал так называемый «ночной тариф», служивший хорошим стимулом для водителей. С его отменой выходить на маршрут в эти часы стало невыгодно, что вызывает огромные сложности для пассажиров. Большинство ульяновцев и сегодня готовы доплатить 5 рублей к стоимости билета за возможность быстро добраться до дома в тёмное время суток», – подчеркнула Юлия Константиновна. Прокомментировав заявление члена Палаты, Ольга Крючкова отметила, что к рассмотрению этого вопроса можно будет вернуться лишь в случае представления в региональное министерство экономики данных о распределении пассажиропотока по часам с целью анализа экономических оснований для введения «ночного тарифа».
Заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска Сергей Аникин сообщил, что доля муниципального общественного транспорта в городском автопарке составляет всего 3,7%. По его мнению, не может не радовать факт, что в последние годы перевозчики уделяют значительное внимание изменению структуры подвижного состава. Несмотря на то, что 80% ульяновского автотранспорта по-прежнему представляют собой «Газели», в 2011 г. приобретено более 150 микроавтобусов повышенной комфортности марки «Ford». «К сожалению, муниципальный транспорт пока не может составить здоровую конкуренцию частному ввиду его недостаточного количества. К примеру, в соседней Пензе ежедневно выходят на маршрут 206 автобусов и 120 троллейбусов, а у нас – 64 и 45, соответственно», – выразил озабоченность Сергей Александрович. Наряду с обновлением подвижного состава, повысить эффективность функционирования транспортной сети министерство планирует, в том числе, с помощью оснащения автопарка навигационным спутниковым оборудованием «ГЛОНАСС» и размещения на остановках с наибольшим пассажиропотоком электронных табло, где будет обозначаться интервал движения автобусов и маршрутных такси.
Отвечая на вопрос Нины Дергуновой о том, действуют ли в Ульяновске льготные маршруты, выпадающие доходы которых компенсируются за счет бюджетных средств, Сергей Аникин пояснил, что такая статья в бюджете города не заложена, а обслуживание льготных категорий граждан по единому проездному билету осуществляют всего 10 перевозчиков. При этом они терпят убытки, ведь, к примеру, согласно данным за 11 месяцев 2011 г., себестоимость перевозок ОАО «ПАТП-1» составила 200 млн. руб., а сбор по тарифам – 115 млн. руб., при этом одна поездка обходилась в сумму 25-30 рублей, что двукратно превышает цену билета для пассажиров.
Интересы владельцев маршрутных такси на заседании Общественной палаты представлял председатель Совета некоммерческого партнёрства «Объединение работодателей «Наш город», советник главы МО «город Ульяновск» по транспорту Виктор Сидоренко: «Осуществление пассажирских перевозок – тяжелый труд, имеющий огромную социальную значимость. Сегодня на рынке транспортных услуг работают 28 субъектов предпринимательского права, в то время как 10 лет назад их было более 150. Несоответствие суммы тарифа на услуги общественного транспорта величине реальных затрат приводит к уходу бизнеса «в тень», когда 60-70% оборота остаются неучтенными. Сегодня повышение стоимости проезда до 15-16 рублей не способно повысить качество работы частных перевозчиков. Считаю, что наиболее эффективным механизмом будет выведение коммерческого транспорта на уровень прямых производственных затрат с одновременным обеспечением ульяновцев социальными маршрутами, выпадающие расходы которых будут компенсироваться из городского бюджета».
Далее в дискуссию вмешался председатель общественной правозащитной организации «Правовой фонд» Игорь Корнилов. Он отметил, что действенным способом выйти на самоокупаемость для владельцев транспортных средств может стать снижение издержек, в том числе за счет создания собственной страховой компании городских перевозчиков для снижения их расходов по страхованию гражданской ответственности. По мнению правозащитника, городским властям следует также рассмотреть возможность предоставления им на безвозмездной основе или условиях финансового лизинга парковочно-ремонтных площадок и освобождения от уплаты части местных налогов, а также ввести «электронные билеты» для школьников, пенсионеров и инвалидов с целью обеспечения доступности услуг общественного транспорта для данных категорий населения.
В завершение участники заседания Совета Общественной палаты сошлись во мнении, что проблемы, возникающие в транспортной сфере, необходимо рассматривать комплексно, учитывая состояние городских дорог, ежегодный рост легкового автопарка и многие другие факторы. По заверению Нины Дергуновой, в ближайшие месяцы ульяновская Палата продолжит пристально следить за развитием событий.