Легионер, ставший местным не по прописке, а по состоянию души. Так сложилась хоккейная и жизненная судьба одного из самых ярким игроков “бронзовой” “ВОЛГИ”.
Он полюбился ульяновским болельщикам с первого же появления на поле. А сам полюбил наш город – тоже раз и навсегда.
– По чьей инициативе ты оказался в Ульяновске?
– Дело было весной 96-го года – после завершения сезона позвонил Анатолий Григорьевич Рушкин, предложил перейти в «Волгу». Я тогда играл в «Севере», который тоже выступал в высшей лиге, но приглашение в ульяновскую команду открывало гораздо более широкие перспективы в игровом плане. Это было видно уже по первому сезону фактически новой команды в высшей лиге -сразу пятое место! Через некоторое время я приехал в Ульяновск, мы обговорили детали перехода и я заключил контракт.
– А что знал об Ульяновске, «Волге» раньше?
– Об Ульяновске – то, что это родина Ленина и там производят знаменитые машины марки «УАЗ». А когда приехал, узнал, что я фактически первый иногородний игрок в команде. Но никаких комплексов по этому поводу у меня не было – город понравился, ребята приняли хорошо, а когда я провел первые матчи в составе команды именно в Ульяновске, то был просто поражен местными болельщиками. До игры – час, а трибуны уже начинают заполняться. А как болели! Играть при такой поддержке спустя рукава было просто невозможно. Так что «прижился» я быстро, теперь у меня здесь много друзей и просто хороших знакомых.
– Кого из игроков знал лично, с кем довелось поиграть до этого?
– Знал несколько человек, выступавших в командах мастеров до своего возвращения в «Волгу» – Гайфуллина, Логинова, Евдокимова, Барбунова, Маланина. Очень приятно было оказаться в такой именитой компании, играть с ними – все были мастера высокого уровня. Отмечу также Синькова, Рушкина, которых уже здесь узнал. Сразу обратил внимание и на молодого Макарова – умный, техничный. Рад, что он также себя реализовал и до сих пор ведет «Волгу» за собой. А поиграть до моего прихода в «Волгу» довелось только с Сережей Кузнецовым во время подготовки к чемпионату мира 90-го года среди юниоров. Вот только попасть мне на чемпионат и защищать честь России не удалось – «загремел» в армию. Впрочем, теперь я об этом не жалею – армию парню пройти надо обязательно.
– Девятый номер как стал твоим?
– Да просто был свободен. Я в «Севере» играл под восьмым, так что, можно сказать, пошел на «повышение».
– Но начинать приходилось в довольно непривычных условиях, так ведь?
– Попробую угадать – речь не о тренировках ли на Свияге? Угадал? Такое действительно редко где увидишь. Тем более удивительно было это для меня, северянина по рождению. На родине проблем со льдом-то не было, а тут такое… Ничего, привык и я. Хорошо помню, как я в бейсболке, закатав рукава, выехал на одну из тренировок…
-…и наверняка тут же попался на язычок местным острословам?
– Да, уж не помню, кто именно, но запустил мульку – «Олень северный». Конечно, посмеялись все от души, но какой-то позорной кличкой это не стало. У нас был классный коллектив!
– Первый же сезон в «Волге» оказался для тебя и очень удачным – играл во всех матчах, будучи полузащитником, забил 11 мячей. Какие матчи, голы остались в памяти?
– Обе игры с «Водником – однозначно. Разгром в одну сторону, разгром – в другую. Конечно, удача во второй встрече была на нашей стороне, но и у нас буквально все получалось. Кировская ничья помнится, гол Виталия Макарова, который вывел нас на второе место в группе.
– А как, кстати, тебя принимали в Архангельске и Северодвинске?
– В Архангельске я ведь за взрослую команду не играл, так что широкой публике не был известен. А в Северодвинске – очень хорошо. Болельщики, может быть, и сожалея, что я уехал, понимали, что «Волга» гораздо более классный клуб, чем «Север», желали успеха в новой команде.
– А в других городах как игралось?
– Всегда сложно играть с теми, кто примерно равен по уровню мастерства и претензиям на то или иное место. Так что, будучи игроком «Волги», мне, как и всей команде, сложнее всего было в Кирове, Нижнем Новгороде. Также сложно было играть в Красноярске, Иркутске. Там широкие поляны, очень большие скорости, болельщики особенные, да и ходило их тогда на хоккей, мне кажется, больше, чем сейчас. Нотам было хоть и сложно, но и интересно – соперники и сами играли, и нам давали.
– Особый бойцовский характер той «Волги» ковался в тренировках. Они были для тебя разительно отличными от тренировок в других командах?
– Разительно – нет. Вроде все, как обычно и как – везде. Но абсолютно все по-серьезному, с одной стороны, когда никто не хотел ни в чем уступать, и при этом, с другой стороны, все с шутками, розыгрышами, пари. Заводили всех обычно Евдокимов с Маланиным. Даже безобидный «квадрат» мы исполняли на спор. Тот, кто дольше всех не мог отобрать мяч и, соответственно, из него не мог выбраться, именовался «королем круга» и после окончания тренировки должен был понести наказание. К примеру, проползти на коленках от центра поля до ворот.
– Евдокимов и за пределами поля выделялся…
– Это точно! Юморист еще тот. У них с Шубиным это здорово получалось. Оба такие разные – эксцентричный Сергей и меланхоличный Олег, но так дополняли друг друга. Забавно было видеть, когда кто-нибудь задавал вопрос Шубину. Пока наш вратарь, жестикулируя, не спеша готовился дать ответ, Евдокимов «на руках» уже все за друга успевал «перевести». А Олег, кстати, мог даже молча довести нас до смеха. Помню, раз сидели в каком-то аэропорту, устали, каждый искал местечко, где бы притулиться. Шубину «повезло», и он примостился за пустой стойкой администратора. Через некоторое время к нему подошла женщина и спросила, где идет регистрация на ее рейс. Олег молча ее выслушал, и с совершенно уверенной миной на лице показал – вам туда! Женщина ушла, мы к нему: «А ты откуда знаешь, что именно туда?». Шубин, опять не моргнув глазом, ответил: «Да я без понятия, где ее регистрация. Показал, да и все». Но из-за стойки на всякий случай ушел.
– Небольшой «пунктик» в плане твоего здоровья мешал играть?
– Было немного. Зрение у меня лет с 13 упало, так что в хоккей я играл в линзах. Да, вечерние матчи при искусственном освещении на нашем стадионе создавали проблемку, но, по большому счету, кардинально на мою игру это не влияло. Вот на тренировке Дима Козлов один раз повеселил всех, это точно. Играли двусторонку. Кто-то из наших защитников верхом направил мяч в мою сторону. Димка, который меня «прикрывал», сделал резкий рывок… в другую сторону. Я, не видя мяча в полете, интуитивно кинулся за ним… Похохотали все минуту, а потом игру продолжили.
– «Бронзовый» сезон был у тебя лучшим в составе «Волги»?
– Сложно ответить однозначно. По итогу – наверное, да. А вот по моим личным ощущениям таким сезоном стал третий – 1999-2000-го годов. В команде уже не было Логинова, Гайфуллина, Маланина, Барбунова, появилось много молодежи. Я был в самом хоккейном возрасте, многое получалось, очень тепло принимали зрители.
– Завершив карьеру игрока, ты остался жить в нашем городе. Кем себя считаешь – северянином или волжанином?
– В большей степени я уже, конечно, волжанин, ульяновец. На родину выбираюсь маму проведать – она по-прежнему в Архангельске живет, повидать друзей детства. А здесь мой дом, моя семья. У нас ведь с Анжеликой Глеб родился через три недели после завоевания той «бронзы». Она на игры плей-офф ходила, что называется, на «сносях». Старшая, Катя, родилась раньше, в Северодвинске, но сейчас мы все здесь. И нам в Ульяновске хорошо.
Из досье “Чемпиона”:
Андрей КОТАЧЕВ
Родился 2 февраля 1973 г. в Архангельске. Воспитанник архангельского хоккея. В хоккей с мячом начал играть в местной ДЮСШ-4. Выступал за команды «Северная Двина» (Архангельск), «Север» (Северодвинск), «Строитель» (Сыктывкар), «Металлург» (Братск), «Волга» (Ульяновск). В чемпионатах России провел 358 матчей, забил 128 мячей (из них за «Волгу» – 148 матчей, 57 мячей). Бронзовый призер чемпионата России. Финалист Кубка России. Третий призер Кубка викингов. Двукратный чемпион и серебряный призер чемпионатов России по ринк-бенди. Третий призер Кубка мира по ринк-бенди. Мастер спорта России.
ИГРА ЦИФР
Всего в «бронзовом» сезоне «Волга» забила 130 мячей, а пропустила – 98. Соотношение забитых и пропущенных мячей по пятнадцатиминуткам выглядело так: с 1 по 15 минуты – 28:11; с 16 по 30 минуты – 18:14; с 31 по 45 минуты -19:21; с 46 по 60 минуты – 22:15; с 61 по 75 минуты – 23:12; с 76 по 90 минуты – 20:25. В среднем получается, что, выиграв в каждом тайме первые две пятнадцатиминутки и создав себе запас прочности; концовки таймов волжане проводили чуть слабее соперников.
В это же время
• Объединились в одно хозяйство колхозы имени Мичурина и имени Мизинова в Инзенском районе.
• В Самаре успешно защитил докторскую диссертацию директор НИИ сельского хозяйства Н. Немцев.
• Началось заселение нового 12-этажного жилого дома, построенного АО «Димитровградстрой».
• Для рассмотрения путей выхода из кризиса завода «Авиастар» в Ульяновск прибыл председатель правительственного комитета оборонной промышленности 3. Пак.
• Глава администрации области Ю. Горячев поздравил с праздником Ураза-Байрам верующих мусульман региона.
Олег ТИШАКОВ